воскресенье, 18 декабря 2022 г.

Участнику спортивных соревнований по волейболу

Участнику спортивных соревнований по волейболу. О самостоятельных замятиях волейболиста.

Участнику спортивных соревнований надо знать, что соревнования есть органическая составная часть подготовки волейболиста, не менее важная, чем процесс спортивной тренировки. Как и во всех других, ви­дах спорта, в волейболе побеждает команда, игроки которой выходят на игру с мыслью о победе, с желанием вести борьбу с полной отдачей сил, сражаться до конца, бороться честно, уважая противника. Одна­ко надо уметь достойно переживать не только победу, но и поражение/ делать правильные выводы из успехов и неудач.

Большое значение при подготовке команды к соревнованиям имеет нервно-эмоциональное состояние каждого игрока, которое принято называть предстартовым. Так как различные предстартовые состояния оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на игру волейболиста, динамику предстартовых состояний надо знать каждому игроку для того, чтобы управлять своим поведением перед игрой и в ходе игры.

Предстартовое нервно-эмоциональное состояние спортсмена перед соревнованиями выражается в четырех основных видах: состояние боевой готовности, «стартовая лихорадка», стартовая апатия, состояние самоуспокоенности. Внимательно изучив и запомнив свое пред­стартовое состояние (а для этого надо проанализировать свои записи из дневника самоконтроля), волейболист может сознательно подавить отрицательные эмоции, интенсивной разминкой избавиться от состояния подавленности, снизить излишнее возбуждение различными упражнениями, самоприказами и т. п.

Для соревнований по волейболу специфично то, что каждый игрок своими действиями может способствовать успеху команды. Поэтому поведение каждого игрока должно быть проникнуто ответственностью за действия всей команды. Не следует винить за ошибку партнера, лучше найти способ помочь ему.

Наблюдая игры других команд, более высоких по классу, следует учиться у них мастерству. Но не следует слепо копировать игру выдаю­щихся игроков: надо исходить из своих конкретных возможностей, уровня своей физической и технической подготовленности. Строго соблюдая игровую дисциплину, каждый игрок должен правильно реа­гировать на советы капитана команды, выполнять установку тренера. Однако, признавая лидирующую роль капитана команды, каждый игрок должен творчески выполнять свою роль в общем тактическом плане игры, выраженном в тренерской, установке.

Надо уметь вести наблюдение за ходом игры, за командой и отдель­ными игроками противника, запоминать сильные и слабые стороны отдельных игроков (направление и характер подач, силу и высоту на­падающих ударов и др.), оперативно использовать ошибки противника. Кроме того, даже находясь на скамейке запасных игроков, надо вни­мательно наблюдать за игрой своей команды, особенно за действиями игрока, которого вам придется заменять: эти наблюдения позволят вам скорректировать игру своего партнера в ходе минутного перерыва, избежать аналогичных ошибок, играя на его месте.

Само собой разумеется, что каждый игрок команды должен хорошо знать правила соревнований по волейболу, строго их выполнять, Ваша спортивная одежда должна быть в идеальном состоянии: постирана, поглажена, пригнана по росту, игровой номер пришит аккуратно. Волейболист — член команды, представитель спортивного коллекти­ва, общества, Ему дорога честь организации, которую он на соревнова­ниях представляет,

О самостоятельных занятиях волейболиста. Для того чтобы ус­пешно освоить программный материал по волейболу, чтобы стать хо­рошим волейболистом, надо много трудиться над воспитанием своей физической силы, ловкости, специфичной для волейболиста прыжковой выносливости, Рост уровня подготовленности и спортивного мастерст­ва пойдет ускоренными темпами, если правильно организовать само­стоятельные занятия в форме выполнения домашних заданий, УСГ, самотренировки. Обязательной принадлежностью волейболиста дол­жен быть личный волейбольный мяч.

Домашнее задание формулируется преподавателем физического воспитания (тренером) совместно с учащимся, но может быть его лич­ным творчеством, самозаданием, Выполнение домашних заданий на­правлено на закрепление и совершенствование изучаемых элементов техники волейбола (подача, передача и др.); на ликвидацию отстава­ния уровня отдельных физических качеств, например прыгучести, на усиленное развитие отдельных групп мышц, например на укрепле­ние связок и мышц пальцев рук и кисти. Средствами для выполнения домашних заданий могут быть различные физические упражнения, как общеразвивающие, так и специальные. Так, для совершенствова­ния подач и передач можно рекомендовать упражнения с мячом у вы­сокой, стены с нарисованной на ней мишенью; для повышения уровня прыгучести полезны прыжки со скакалкой, бег прыжками, прыжки с отягощением и др.;. для укрепления мышц и связок пальцев рук и кис­ти эффективны упражнения с кистевым эспандеров, с теннисным мя­чом, упоры на пальцах и др. Все указанные специальные упражнения следует повторять многократно, чередуя их с упражнениями на рас­слабление, с упражнениями для других групп мышц.

Утренняя специализированная гимнастика занимающегося волей­болом должна стать логическим продолжением учебно-тренировочно­го процесса» Так же как и домашние задания, УСГ направлена на ре­шение нескольких задач: заменяя УГГ, она решает гигиенические за­дачи; применяя разнообразные средства физического воспитания, она способствует повышению уровня ОФП учащегося; используя специальные упражнения волейболиста, она помогает совершенствовать отдель­ные игровые навыки. Преимущества перед эпизодическими домашними заданиями заключаются в том, что УСГ выполняется ежедневно, по специальному плану, что существенно расширяет ее возможности. Средствами УСГ являются общеразвивающие и специальные упражне­ния волейболиста. По структуре каждое занятие УСГ состоит из трех частей. Первая часть занятия — гигиеническая, она решает задачи присущие УГГ. Здесь применяются преимущественно дыхательные, общеразвивающие упражнения и упражнения на расслабление. Вто­рая часть — тренировочная. Упражнения выполняются с достаточно высокой нагрузкой, возрастает доля специальных упражнений волей­болиста: упражнения со скакалкой, с отягощением для звеньев тела (пояс, куртка, утяжеленная обувь и др.), с волейбольным мячом. Тре­тья часть УСГ имеет целью снизить физическую нагрузку, завершить занятие гигиеническими и закаливающими (водными) процедурами. Возможности УСГ могут быть существенно расширены, если она про­водится на стадионе или на спортивной площадке, а также если заня­тия проводятся не в одиночку, а небольшой группой (3 — 5 человек) спортсменов олейболистов.

Самотренировка является высшей формой организации самостоя­тельных занятий. Структурно самотренировка волейболиста строится по типу тренировочного урока и также состоит из трех частей — под­готовительной, основной и заключительной. Занятия проводятся в сво­бодные от тренировок и соревнований дни. Продолжительность само­тренировки от 1 — 1,5 до 2 ч, периодичность занятий — 1, 2, 3 раза в не­делю. Кроме общеразвивающих и специальных упражнений волейбо­листа широко применяются упражнения из других видов спорта — плавание, футбол, лыжные прогулки, туристские походы, кроссы. Это повышает уровень общей физической подготовленности учащихся, расширяет функциональные возможности их как спортсменов, способ­ствует активному отдыху. Первая часть самотренировки может быть названа «разминкой». Ее-задача — подготовить организм к предстоя­щей работе. Здесь преимущественно используются общеразвивающие упражнения — ходьба, бег, наклоны, повороты, приседания, прыжки и др. Вторая часть — собственно тренировка. Часть времени может быть отведена совершенствованию элементов техники владения мя­чом: работа около стенки и мишени, работа в нарах с партнером, ра­бота у волейбольной сетки» В этих упражнениях применяются имита­ции нападающих ударов? блокирования; используются технические средства и специальное учебно-тренировочное оборудование (подвес­ной мяч, блочный кистевой тренажер, прыгометр и др.), которые су­щественно расширяют возможности самотренировки; если имеется воз­можность поиграть в составе волейбольной команды, ее не следует упускать, ставя для себя какую-нибудь усложненную задачу. Заклю­чительная часть самотренировки должна привести организм занимаю­щегося к относительно спокойному состоянию: нагрузка постепенно снижается, применяется спокойный бег с переходом на ходьбу, дыха­тельные упражнения и упражнения на расслабление работавших мышц.

Вопросы и задания

1. Назовите размеры волейбольной площадки и линии на ней, высоту волейболь­ной сетки для мужских и женских команд, массу волейбольного мяча. Эти сведения вы найдете в правилах соревнований. Ответьте также на вопросы: входит ли линия разметки в размеры игрового поля? А средняя линия? Какое решение должен при­нять судья, если мяч упал на линию разметки?

2. Когда советские спортсмены вступили в Международную федерацию волей­бола? Сколько раз советские команды становились чемпионами Европы, мира и Олимпийских игр (с учетом последних лет)?

3. Назовите сильнейшие волейбольные команды и лучших игроков своей рес­публики, области, города, техникума. Соберите биографические данные о лучших волейболистах — воспитанниках вашего учебного заведения» Где они выступали и какие призы помогли выиграть?

4. Какие физические качества в наибольшей мере необходимы волейболисту? Составьте комплекс упражнений УСГ, который способствовал бы воспитанию этим ведущих физических качеств. Систематически выполняя эти упражнения, зафикси­руйте динамику результативности.

5. Если вы не занимаетесь в секции волейбола? сформулируйте домашнее само­задание и научитесь: выполнять подачу мяча двумя разными способами; выполнять высокую, низкую и среднюю передачи; выполнять нападающий удар на невысокой сетке. Овладев этими элементами волейбола, вы станете полезным игроком в команде своей учебной группы, того цеха, в который вы придете работать по окончании тех­никума (училища),

6. Если вы спортсмен и занимаетесь в секции волейбола, составьте план само­тренировки; включите в него самозадание по воспитанию прыжковой выносливости, для этого сделайте себе утяжеленный пояс; фиксируйте в дневнике самоконтроля ре­зультаты прыжка вверх и количество выполненных прыжков с поясом (ежедневно). Заметьте, что вместе с ростом ваших технических результатов в волейболе будут улуч­шаться показатели сдачи норм комплекса ГТО? учебных нормативов.

Рекомендуем прочитать

Волейбол. Правила спортивных соревнований. М., 1982, 
Клещев Ю., Фурманов А. Г. Юный волейболист. М., 1979,
Фурманов А. Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М>« 1982, Фурманов Л. Болдырев Д. М. Волейбол. М., 1983.

Комбайн для сбора ягод шиповника, боярышника, рябины

Комментариев нет:

Отправить комментарий