Участнику спортивных соревнований надо знать, что соревнования есть органическая составная часть подготовки волейболиста, не менее важная, чем процесс спортивной тренировки. Как и во всех других, видах спорта, в волейболе побеждает команда, игроки которой выходят на игру с мыслью о победе, с желанием вести борьбу с полной отдачей сил, сражаться до конца, бороться честно, уважая противника. Однако надо уметь достойно переживать не только победу, но и поражение/ делать правильные выводы из успехов и неудач.
Большое значение при подготовке команды к соревнованиям имеет нервно-эмоциональное состояние каждого игрока, которое принято называть предстартовым. Так как различные предстартовые состояния оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на игру волейболиста, динамику предстартовых состояний надо знать каждому игроку для того, чтобы управлять своим поведением перед игрой и в ходе игры.
Предстартовое нервно-эмоциональное состояние спортсмена перед соревнованиями выражается в четырех основных видах: состояние боевой готовности, «стартовая лихорадка», стартовая апатия, состояние самоуспокоенности. Внимательно изучив и запомнив свое предстартовое состояние (а для этого надо проанализировать свои записи из дневника самоконтроля), волейболист может сознательно подавить отрицательные эмоции, интенсивной разминкой избавиться от состояния подавленности, снизить излишнее возбуждение различными упражнениями, самоприказами и т. п.
Для соревнований по волейболу специфично то, что каждый игрок своими действиями может способствовать успеху команды. Поэтому поведение каждого игрока должно быть проникнуто ответственностью за действия всей команды. Не следует винить за ошибку партнера, лучше найти способ помочь ему.
Наблюдая игры других команд, более высоких по классу, следует учиться у них мастерству. Но не следует слепо копировать игру выдающихся игроков: надо исходить из своих конкретных возможностей, уровня своей физической и технической подготовленности. Строго соблюдая игровую дисциплину, каждый игрок должен правильно реагировать на советы капитана команды, выполнять установку тренера. Однако, признавая лидирующую роль капитана команды, каждый игрок должен творчески выполнять свою роль в общем тактическом плане игры, выраженном в тренерской, установке.
Надо уметь вести наблюдение за ходом игры, за командой и отдельными игроками противника, запоминать сильные и слабые стороны отдельных игроков (направление и характер подач, силу и высоту нападающих ударов и др.), оперативно использовать ошибки противника. Кроме того, даже находясь на скамейке запасных игроков, надо внимательно наблюдать за игрой своей команды, особенно за действиями игрока, которого вам придется заменять: эти наблюдения позволят вам скорректировать игру своего партнера в ходе минутного перерыва, избежать аналогичных ошибок, играя на его месте.
Само собой разумеется, что каждый игрок команды должен хорошо знать правила соревнований по волейболу, строго их выполнять, Ваша спортивная одежда должна быть в идеальном состоянии: постирана, поглажена, пригнана по росту, игровой номер пришит аккуратно. Волейболист — член команды, представитель спортивного коллектива, общества, Ему дорога честь организации, которую он на соревнованиях представляет,
О самостоятельных занятиях волейболиста. Для того чтобы успешно освоить программный материал по волейболу, чтобы стать хорошим волейболистом, надо много трудиться над воспитанием своей физической силы, ловкости, специфичной для волейболиста прыжковой выносливости, Рост уровня подготовленности и спортивного мастерства пойдет ускоренными темпами, если правильно организовать самостоятельные занятия в форме выполнения домашних заданий, УСГ, самотренировки. Обязательной принадлежностью волейболиста должен быть личный волейбольный мяч.
Домашнее задание формулируется преподавателем физического воспитания (тренером) совместно с учащимся, но может быть его личным творчеством, самозаданием, Выполнение домашних заданий направлено на закрепление и совершенствование изучаемых элементов техники волейбола (подача, передача и др.); на ликвидацию отставания уровня отдельных физических качеств, например прыгучести, на усиленное развитие отдельных групп мышц, например на укрепление связок и мышц пальцев рук и кисти. Средствами для выполнения домашних заданий могут быть различные физические упражнения, как общеразвивающие, так и специальные. Так, для совершенствования подач и передач можно рекомендовать упражнения с мячом у высокой, стены с нарисованной на ней мишенью; для повышения уровня прыгучести полезны прыжки со скакалкой, бег прыжками, прыжки с отягощением и др.;. для укрепления мышц и связок пальцев рук и кисти эффективны упражнения с кистевым эспандеров, с теннисным мячом, упоры на пальцах и др. Все указанные специальные упражнения следует повторять многократно, чередуя их с упражнениями на расслабление, с упражнениями для других групп мышц.
Утренняя специализированная гимнастика занимающегося волейболом должна стать логическим продолжением учебно-тренировочного процесса» Так же как и домашние задания, УСГ направлена на решение нескольких задач: заменяя УГГ, она решает гигиенические задачи; применяя разнообразные средства физического воспитания, она способствует повышению уровня ОФП учащегося; используя специальные упражнения волейболиста, она помогает совершенствовать отдельные игровые навыки. Преимущества перед эпизодическими домашними заданиями заключаются в том, что УСГ выполняется ежедневно, по специальному плану, что существенно расширяет ее возможности. Средствами УСГ являются общеразвивающие и специальные упражнения волейболиста. По структуре каждое занятие УСГ состоит из трех частей. Первая часть занятия — гигиеническая, она решает задачи присущие УГГ. Здесь применяются преимущественно дыхательные, общеразвивающие упражнения и упражнения на расслабление. Вторая часть — тренировочная. Упражнения выполняются с достаточно высокой нагрузкой, возрастает доля специальных упражнений волейболиста: упражнения со скакалкой, с отягощением для звеньев тела (пояс, куртка, утяжеленная обувь и др.), с волейбольным мячом. Третья часть УСГ имеет целью снизить физическую нагрузку, завершить занятие гигиеническими и закаливающими (водными) процедурами. Возможности УСГ могут быть существенно расширены, если она проводится на стадионе или на спортивной площадке, а также если занятия проводятся не в одиночку, а небольшой группой (3 — 5 человек) спортсменов олейболистов.
Самотренировка является высшей формой организации самостоятельных занятий. Структурно самотренировка волейболиста строится по типу тренировочного урока и также состоит из трех частей — подготовительной, основной и заключительной. Занятия проводятся в свободные от тренировок и соревнований дни. Продолжительность самотренировки от 1 — 1,5 до 2 ч, периодичность занятий — 1, 2, 3 раза в неделю. Кроме общеразвивающих и специальных упражнений волейболиста широко применяются упражнения из других видов спорта — плавание, футбол, лыжные прогулки, туристские походы, кроссы. Это повышает уровень общей физической подготовленности учащихся, расширяет функциональные возможности их как спортсменов, способствует активному отдыху. Первая часть самотренировки может быть названа «разминкой». Ее-задача — подготовить организм к предстоящей работе. Здесь преимущественно используются общеразвивающие упражнения — ходьба, бег, наклоны, повороты, приседания, прыжки и др. Вторая часть — собственно тренировка. Часть времени может быть отведена совершенствованию элементов техники владения мячом: работа около стенки и мишени, работа в нарах с партнером, работа у волейбольной сетки» В этих упражнениях применяются имитации нападающих ударов? блокирования; используются технические средства и специальное учебно-тренировочное оборудование (подвесной мяч, блочный кистевой тренажер, прыгометр и др.), которые существенно расширяют возможности самотренировки; если имеется возможность поиграть в составе волейбольной команды, ее не следует упускать, ставя для себя какую-нибудь усложненную задачу. Заключительная часть самотренировки должна привести организм занимающегося к относительно спокойному состоянию: нагрузка постепенно снижается, применяется спокойный бег с переходом на ходьбу, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление работавших мышц.
Вопросы и задания
1. Назовите размеры волейбольной площадки и линии на ней, высоту волейбольной сетки для мужских и женских команд, массу волейбольного мяча. Эти сведения вы найдете в правилах соревнований. Ответьте также на вопросы: входит ли линия разметки в размеры игрового поля? А средняя линия? Какое решение должен принять судья, если мяч упал на линию разметки?
2. Когда советские спортсмены вступили в Международную федерацию волейбола? Сколько раз советские команды становились чемпионами Европы, мира и Олимпийских игр (с учетом последних лет)?
3. Назовите сильнейшие волейбольные команды и лучших игроков своей республики, области, города, техникума. Соберите биографические данные о лучших волейболистах — воспитанниках вашего учебного заведения» Где они выступали и какие призы помогли выиграть?
4. Какие физические качества в наибольшей мере необходимы волейболисту? Составьте комплекс упражнений УСГ, который способствовал бы воспитанию этим ведущих физических качеств. Систематически выполняя эти упражнения, зафиксируйте динамику результативности.
5. Если вы не занимаетесь в секции волейбола? сформулируйте домашнее самозадание и научитесь: выполнять подачу мяча двумя разными способами; выполнять высокую, низкую и среднюю передачи; выполнять нападающий удар на невысокой сетке. Овладев этими элементами волейбола, вы станете полезным игроком в команде своей учебной группы, того цеха, в который вы придете работать по окончании техникума (училища),
6. Если вы спортсмен и занимаетесь в секции волейбола, составьте план самотренировки; включите в него самозадание по воспитанию прыжковой выносливости, для этого сделайте себе утяжеленный пояс; фиксируйте в дневнике самоконтроля результаты прыжка вверх и количество выполненных прыжков с поясом (ежедневно). Заметьте, что вместе с ростом ваших технических результатов в волейболе будут улучшаться показатели сдачи норм комплекса ГТО? учебных нормативов.
Рекомендуем прочитать
Волейбол. Правила спортивных соревнований. М., 1982,
Клещев Ю., Фурманов А. Г. Юный волейболист. М., 1979,
Фурманов А. Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М>« 1982, Фурманов Л. Болдырев Д. М. Волейбол. М., 1983.
Фурманов А. Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М>« 1982, Фурманов Л. Болдырев Д. М. Волейбол. М., 1983.
Комментариев нет:
Отправить комментарий