пятница, 30 декабря 2022 г.

Краткая характеристика условий труда специалистов. Требования к их физической подготовленности

Краткая характеристика условий труда специалистов. Требования к их физической подготовленности

Для характеристики различных видов труда чаще всего исполь­зуются понятия его физической тяжести и нервно-психической на­пряженности. При этом под физической тяжестью труда понимают суммарный объем физических усилий за время работы. Нервно-пси­хической напряженностью труда называют степень эмоциональной нагрузки при выполнении работы. В зависимости от тяжести труда и его нервно-психической напряженности труд подразделяют на фи­зический и умственный, а различные сочетания этих двух основных видов труда, кроме того, позволяют выделить третий вид — смешан­ный труд.

Примерами преимущественно физического труда являются профес­сии горняков, сталеваров и других, трудовые действия которых со­пряжены со значительными мышечными усилиями. К преимуществен­но физическому труду относится также спортивная деятельность в по­давляющем числе видов спорта, особенно в легкой атлетике, велогон­ках, тяжелой атлетике, лыжном спорте.

Примерами преимущественно умственного труда являются профес­сии счетных работников, операторов ЭВМ и программистов, ученых, творческих работников, и других, производственная деятельность ко­торых позволяет полностью или частично исключить компонент фи­зического труда.

С развитием техники непосредственно на различные механизмы нее более перекладываются тяжелые производственные операции, на долю же человека все чаще остаются функции управления и контроля. Физические нагрузки на человека в процессе труда с развитием автома­тизированного производства постоянно уменьшаются. Однако доля физического труда вспомогательных рабочих, техников по наладке, регулировке, монтажу, ремонту оборудования еще достаточно велика. Кроме этого, развитие-автоматики, комплексной механизации, электро­ники, робототехники предъявляет к человеку повышенные требования устойчивости, к-психическим напряжениям, к срочному восприятию и осмысливанию большого потока информации о ходе производства.

Для измерения объема и мощности выполняемой физической ра­боты применяются различные количественные меры: масса поднятого, груза, пройденный путь, время, затраченное на работу, и др. Предло­жены и внедряются более точные, научно обоснованные специальные способы определения проделанной человеком работы, его физической работоспособности, Для этого измеряются ЧСС или суммарные пуль­совые показатели, потребление кислорода организмом за единицу времени и за весь период работы, энергетические затраты на данную работу (в ккал, кДж) и др. Полученные с помощью этих методов ре­зультаты позволяют судить о тяжести физического труда. Его условно делят на очень легкий, легкий, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый. Например, очень легкий труд характеризуется незначи­тельным общим суточным расходом энергии, лишь на немного (на 500 ккал и меньше) превышающим средние величины основного обмена (около 2300 ккал в сутки), а ЧСС не поднимается, как правило, выше 80 ударов в минуту. В отличие от этого очень тяжелый физический труд требует предельного суточного расхода энергии — от 4000 до 6000 ккал, а в отдельных случаях и больше. ЧСС возрастает при этом до максимальных значений — 180—.200 ударов в минуту. Понятно, что такую работу могут выполнять только хорошо тренированные лю­ди, и то непродолжительное время,

Тяжесть физического труда измерить и оценить относительно легко, то гораздо труднее измерить и классифицировать эмоционально-психическую напряженность умственного труда. Здесь не применимы прямые способы, которые используются при измерении физической работы. Лишь измерение ЧСС, определение расхода энергии за еди­ницу времени и некоторые другие косвенные показатели могут дать-приблизительную оценку этой напряженности, К примеру, известно, что летчик-испытатель за один час полета на новой машине часто теря­ет от 3 до 4 кг массы тела, а его пульс в критических ситуациях поднимается до 200 ударов в минуту, Измерение, же доли физического труда показало, что она относительно невелика.

Смешанные виды труда (в современном производстве таких подав­ляющее большинство) предъявляют к организму человека различные, требования в зависимости от преобладания компонентов физической тяжести или нервно-психической напряженности. К смешанным видам труда относится преимущественно и труд специалистов среднего звена, выпускников средних специальных учебных заведений.

Приведем несколько примеров об условиях труда некоторых спе­циалистов и переносимых ими нагрузках. Возьмем некоторые типич­ные профессии, к которым могут быть приравнены другие, близкие по характеру выполняемых трудовых операций, по физической тяжести и нервно-психической напряженности.

Труд в подземных выработках сопровождается длительными передвижениями и выполнением трудовых операций в вынужденных позах (согнувшись, в приседе, на коленях, лежа), солнечным голоданием и кислородной недостаточностью, повышенным сопротивлением дыха­нию, загазованностью воздуха, низкой освещенностью, вибрациями, большим объемом различной информации (звуковой, световой и др.). Утомление вызывается по преимуществу физической тяжестью труда и его нервной напряженностью, запыленностью, повышенной влаж­ностью и температурой воздуха. Такой характер труда требует от ра­бочего в подземных выработках крепкого здоровья, высокого уровня общей и специальной физической подготовленности.

Достижения научно-технической революции коренным образом изменили условия труда шахтера. Добывающая техника, и транспорт значительно уменьшили физическую тяжесть его труда, частично уда­лось ликвидировать дискомфортные условия пребывания под землей.

В работе специалистов среднего звена,, вынужденных-находиться в подземных выработках, физическая тяжесть труда также значитель­но сократилась при возросшей нервно-психической напряженности.

Труд специалистов сельского хозяйства, в том числе агрономов и зоотехников, характеризуется такими особенностями: значительная продолжительность рабочего дня и недостаток перерывов для отдыха, постоянная высокая двигательная активность, сезонная неравномер­ность общей рабочей и двигательной нагрузки в течение года, работа в полевых и смешанных условиях, использование разнообразных средств передвижения (пешком, на лошади, на мотоцикле, на автома­шине), большая нагрузка на опорно-двигательный аппарат, значитель­ная физическая усталость и умственно-эмоциональное утомление к кон­цу рабочего дня, меняющаяся метеорологическая обстановка и необ­ходимость в связи с этим менять рабочую одежду и обувь и др. Такой характер труда требует от специалистов знаний о рациональ­ном режиме труда и отдыха, о технике безопасности при пользова­нии различными машинами и механизмами, средствами передвижения, об основных способах закаливания; о способах укрепления нижних конечностей, об использовании средств физической культуры и спорта для борьбы с производственным утомлением, для активного отдыха ра­ботающих. Кроме теоретических знаний специалисту сельского хо­зяйства необходимы общая выносливость, закаленность, тренированность мышц нижних конечностей, а также умение ориентироваться на местности, организовать свой быт и отдых в полевых условиях.

Труд специалистов литейных цехов, доменного и прокатного про­изводства протекает в условиях подготовки сырья и плавки металла, формовочных и обрубно-очистных операций по металлу, при резких колебаниях температуры окружающего воздуха, инфракрасных из­лучениях, запыленности и загазованности воздуха, различных шумах, местных и общих вибрациях. В процессе трудовой деятельности этих специалистов важное место занимают: визуальные и инструменталь­ные наблюдения за технологическим- процессом, работающими машинами и агрегатами; большое количество активных однотипных движе­ний и операций, монотонность которых приводит к быстрому утомле­нию; большое количество передвижений (возле формовочной машины, на плацу), перемещение грузов с помощью вспомогательных механизммов или вручную; работа в непосредственной близости от расплавлен­ного металла, работа в респираторах, защитной одежде и обуви. На работоспособность специалистов горячих цехов положительно влияют такие качества, как общая выносливость и большая физическая сила человека; высокий уровень ловкости, хорошо развитое чувство равно­весия и вестибулярная устойчивость; выносливость в условиях резких колебаний температуры окружающего воздуха; высокий уровень во­левых качеств — смелости, решительности, упорства; хорошее состоя­ние сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.

Механизация и автоматизация современного доменного и прокат­ного производства облегчили труд рабочих и инженерно-технического персонала. Труд последних все больше приближается к смешанному виду труда.

Труд работников плавсостава в судовых условиях характеризуется тем, что с ростом автоматизации и механизации судовых работ доля физического труда уменьшается, работа многих судовых специалистов не связана с систематическими физическими нагрузками; если же по­следние имеют место, то их влияние на организм односторонне. Это требует большого внимания к физическим упражнениям как средству компенсации недостатка двигательной активности в труде и быте мо­ряков. Важными прикладными навыками для моряков являются пла­вание, ныряние, прыжки в воду, гребля и другие действия в воде, на воде, у воды. Необходимыми физическими качествами для моряков являются .ловкость и координация движений, быстрота и точность сенсомоториых (чувствительно-двигательных) реакций, устойчивость к укачиванию, адаптация к перемене климата и тепловым перегруз­кам. Из морально-волевых качеств важными признаются дисципли­нированность и коллективизм, смелость и решительность, находчи­вость и инициатива, эмоциональная устойчивость. Средствами воспи­тания всех этих качеств моряков являются физический труд, физиче­ская культура и спорт.

Своеобразны условия труда специалистов наземных служб граж­данской авиации. Механики и радисты круглый год работают на откры­том воздухе при различных метеорологических условиях. Вся их дея­тельность в основном проходит на высоте до 15 м, на ограниченной площади опоры (стремянках). Рабочие позы однообразны и неудобны (сидя на корточках, в согнутом положении, с поднятыми кверху руками и т. п.), сопряжены с длительными статическими напряжениями. Инженерам, техникам и руководителям бригад, в течение смены приходится много ходить. Условия труда этих специалистов тре­буют: хорошей разносторонней физической подготовленности; разви­тия силы основных мышечных групп; выносливости, особенно спе­циальной, позволяющей длительное время выполнять специфичес­кую работу; ловкости и гибкости для свободного передвижения по плоскостям самолета и возможности добираться до самых труднодо­ступных мест.

Труд специалистов АСУ, ЭВМ имеет свою специфику, связанную с длительными наблюдениями и контролем за работой различных приборов, с воспроизведением и срочной переработкой большого по­тока информации, с выполнением быстрых и точных движений, зача­стую сложных .по координации., при значительном эмоционально-во­левом напряжении.

Существует немало профессий,, которые связаны с постоянным на­пряжением пальцев рук и кисти (машинистки, пианисты, швеи-мото­ристки., телеграфисты, операторы счетных машин и др.). Регулярные нагрузки у представителей таких профессий часто приводят к появле­нию болей в мышцах рук, сухожилиях кисти и пальцев. Нередко боли становятся хроническими и заставляют человека менять профессию.

Надежными профилактическими средствами в таких случаях яв­ляются самомассаж, специальная физическая подготовка. Они спо­собствуют развитию .выносливости, гибкости и подвижности пальцев, повышают работоспособность человека.

Условия труда других специалистов также имеют свои особенности, к их физической подготовленности предъявляются специфические требования, обусловленные характером выполняемых трудовых oпераций. Причем практически во всех профессиях, особенно в труде спе­циалистов среднего и высшего звена, отмечается снижение компонента физической тяжести труда. Явления гиподинамии отрицательно ска­зываются на здоровье и закаленности многих специалистов. В этих условиях повышается роль физических упражнений, специально организованных для ликвидации дефицита двигательной активности ра­ботающих, для их профессионально-прикладной физической подготов­ки.

Вот почему важно учащимся средних специальных учебных заведе­ний, будущим техникам, педагогам, медицинским сестрам и другим специалистам, знать основы ППФП, уметь организовать необходимые занятия с коллективом, в котором вам придется работать по оконча­нии учебы в среднем специальном учебном заведении.

Как и чем резать яблоки на сухофрукты видео

Комментариев нет:

Отправить комментарий