Для решения задач ППФП учащихся и работающих применяются различные формы организации- занятий: специальные учебно-тренировочные занятия по ППФП; массовые спортивные мероприятия с профессионально-прикладной целеустановкой; индивидуальные самостоятельные занятия профессионально-прикладными физическими упражнениями и специально-прикладными видами спорта, а также видоизмененные применительно к особенностям профессии УГГ, вводная, производственная гимнастика и физкультурные паузы. Эти формы организации ППФП имеют некоторые различия в зависимости от того? на учащихся или работающих они рассчитаны.
На специальных учебно-тренировочных занятиях по ППФП учащихся отрабатываются умения и навыки, совершенствуются профессионально необходимые физические качества. Например, в сельскохозяйственных техникумах учащиеся овладевают умением обращаться с лошадью, совершенствуют навыки верховой езды. В речных техникумах обучают плаванию' в одежде, нырянию, приемам спасания из воды. В ряде техникумов и училищ для учебно-тренировочных занятий по ППФП построены специальные площадки или городки, специальными тренажерными устройствами оснащены залы. Например, в строительных техникумах, готовящих мантажников-высотников, устанавливаются сооружения- с горизонтальными балками для воспитания чувства равновесия, для. тренировки навыков' работы на высоте. Созданы и широко применяются подвесные, качающиеся и вращающиеся, спортивные снаряды. Специальные полосы препятствий оборудуются в пожарно-техничееких училищах. Для работающих на производстве такие учебно-тренировочные занятия по ППФП проводятся пока лишь в отдельных случаях. Однако в настоящее время этому вопросу уделяется все больше внимания: на многих промышленных" предприятиях создаются цехи здоровья, восстановительные центры, кабинеты активного отдыха и реабилитации, где трудящиеся имеют возможность выполнить комплекс профессионально-прикладных упражнений, принять сеанс аппаратного массажа, послушать функциональную музыку.
Массовые спортивные мероприятия1 с профессионально-прикладной целевой установкой проводятся во многих средних специальных учебных заведениях. Профессионально-прикладная направленность этих мероприятий отражается в условиях конкурсов, в положении о соревнованиях, например внутритехникумовской спартакиады. В программу соревнований включаются отдельные профессионально-прикладные физические упражнения, специально-прикладные виды спорта. Учащимся надо знать о большой полезности таких мероприятий, готовиться к.ним, выступать в соревнованиях с полной отдачей сил. Каждый учащийся на соревнованиях по ППФП должен не только добиваться высокого личного результата, но и достойно отстаивать честь своей учебной группы, курса, отделения, техникума.
Для работающих на производстве массовые спортивные мероприятия с профессионально прикладной целеустановкой также проводятся широко. В их программу включаются отдельные элементы Ш1Ф11, специально-прикладные виды спорта. Отдельные профессионал прикладные физические упражнения применяются также при проведении туристских походов и слетов, дней здоровья и спорта, традиционных спартакиад предприятий и учреждений, соревновании бригад, цехов и участков по комплексу ГТО.
Индивидуальные самостоятельные занятия учащихся профессией нальло-прикладиыми физическими упражнениями, элементами спе-i и la/ibii о-прикладных видов спорта — перспективная форма организации ППФП будущих специалистов. В индивидуальной программе ППФП учащийся под руководством преподавателя физического воспитания формулирует цель занятия, определяет доступные ему средства. Такими средствами могут быть отдельные элементы специально-прикладного вида спорта, доступные физические упражнения-без предметов,, с отягощением, с эспандером, с тренажером и др., а также водные и закаливающие процедуры, имеющие непосредственную приклад-ность к вашей профессии. .Личная заинтересованность.учащихся в ускоренном овладении профессиональными умениями и навыками, желание довести свои физические способности и профессиональные навыки-до высокой степени совершенства помогут организовать такие самостоятельные занятия в домашних условиях, на ближайшем спортивном сооружении, в парке, в лесу.
Итак, научная организация труда выдвигает перед будущими специалистами народного хозяйства важные задачи по самосовершенствованию: быстро и прочно усваивать профессиональные знания, умения и навыки; повышать функциональную готовность к предстоящему труду; совершенствовать профессионально необходимые физические н моральные качества; закалять тело — повышать сопротивляемость организма холоду и теплу, вредному воздействию некоторых специфических условий труда.
Такие задачи могут быть успешно решены только при вашем заинтересованном и активном участии, при сознательном отношении к физическому воспитанию вообще и к ППФП в частности. Овладев различными формами ППФП за годы учебы в техникуме, вы вооружите себя надежным инструментом для высокопроизводительного труда па рабочем, месте, куда вы придете по окончании учебы.
Решить эти задачи помогут вам преподаватели физического воспитания. С их помощью вы овладеете спецификой ППФП специалистов своего профиля, научитесь применять средства физической культуры и спорта для своей ППФП, для коллектива товарищей, с которыми вы будете совместно трудиться.
Вопросы и задания
1. Какие физические качества наиболее важны для специалистов вашей профессии? Перечислите, обоснуйте, обсудите с товарищами.
2. Какие физические упражнения и элементы видов спорта бы применили бы для ППФП учащихся вашего учебного заведения? Выделите из них те? которые наилучшим образом подходят для организации активного отдыха.
d, С учетом требований ППФП, изложенных в данной главе, составьте комплексы упражнений УГГ, физкультурной паузы. В период производственной практики предложите этот комплекс упражнений коллективу работников. Проведите с ними занятия;
4. Составьте простейший вариант индивидуально программы своей ППФП. Учитывая советы преподавателя физического воспитания, рогулярно выполняйте намеченную программу.
Рекомендуем прочитать
Баранов В... М. Физические упражнения в режиме труда. Киев, 1984„
Ворона И. П. Гимнастика в режиме труда. Киев, 1983,
Илышич В, И,, Вшенский М. Я. Физическая культура для работников умственного труда. М., 1983.
Кабачков В, А. Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся средних ПТУ М., 1982.
Кожин В. И. Пути повышения эффективности физического воспитания при ооучении профессии техника по механизации учета. Автореферат. М., 1980.
Косилина Я. Я., Колтановский А. Я. Производственная гимнастика для работников умственного труда, М., 1983.
Косилина Я. И, Производственная гимнастика работающих на конвейере. AL.
Косилина Н. И. Производственная гимнастика водителей. М., 1984. Нифонтова JI. Я. Производственная физическая культура. М. 1982
Раевский Р.. Т.. и др„ Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся техникумов по специальностям горячих цехов. Днепропетровск 1980
Комментариев нет:
Отправить комментарий