Спортивная тренировка — многолетний и круглогодичный процесс. Многолетний план тренировки создает общую картину, определяет главную цель, задачи и основные средства тренировки. Для каждого года, кроме того, определяется частная цель, поэтапно планируется рост спортивных результатов.
Тренировочный процесс состоит из повторяющихся отрезков времени — циклов. В зависимости от вида спорта различают большие (многолетние, годичные), средние (сезонные, месячные, соревновательные) и малые (недельные) циклы.
Годичный тренировочный цикл в ряде видов спорта состоит из трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Такая периодизация основывается на закономерностях развития «спортивной формы» и календарных сроках основных соревнований. При этом важно, чтобы главные соревнования попадали в границы соревновательного периода, а контрольные, учебно-тренировочные и другие второстепенные состязания планировались на подготовительный период» Количество соревнований должно быть таким, чтобы создавались условия для совершенствования физических и морально-волевых качеств спортсмена. Интервалы между соревнованиями должны обеспечивать восстановление и дальнейшее увеличение работоспособности.
При планировании процесса спортивной тренировки необходимо учитывать итоги прошедшего тренировочного периода, результаты врачебного обследования спортсмена, выявившиеся слабые и сильные стороны его подготовленности, недостающие физические качества и другие моменты, на которых следует сконцентрировать внимание в плане предстоящих занятий,
В ходе подготовительного периода создаются предпосылки для приобретения «спортивной формы», расширяются функциональные возможности организма спортсмена. В этом периоде до 60—70% времени отводится ОФП, и лишь в конце периода больше внимания уделяется специальным упражнениям, подготовке к соревнованиям.
Задачей соревновательного периода является сохранение и улучшение «спортивной формы», достижение максимальных спортивных результатов. Главными средствами этого периода тренировки являются непосредственно соревновательные упражнения, а основным методом выступают соревнования. Объем тренировочных нагрузок увеличивается за счет средств специальной подготовки. Типичным для этого периода будет соревновательный (а не недельный) микроцикл: его содержание и раскладка нагрузки определяются числом дней между
состязаниями.
Соревновательные микроциклы сочетаются с «разгрузочными», что позволяет избежать перетренированности, а к самым важным соревнованиям подойти в состоянии наивысшей готовности.
В переходном периоде проводится активный отдых при сохранении определенного уровня тренированности. Вся работа в этот период н направлена на ликвидацию последствий накопившегося утомления. Из занятий исключаются соревнования и соревновательные упражнения. Больше времени уделяется туризму и другим видам активного отдыха, что позволяет не допускать резкого спада, физических нагрузок. Однако, если спортсмен мало и редко выступал в соревнованиях, необходимость в переходном периоде может отпасть.
Содержание годичного цикла конкретизируется в годовом плане тренировки, в котором учитываются особенности условий (вид спорта, возможности спортивной базы, характер работы или учебы и др.). Годовой план делается небольшим по объему и наглядным. Применяется принцип помесячного планирования учебного тренировочного процесса.
В переходном периоде проводится активный отдых при сохранении определенного уровня тренированности. Вся работа в этот период н направлена на ликвидацию последствий накопившегося утомления. Из занятий исключаются соревнования и соревновательные упражнения. Больше времени уделяется туризму и другим видам активного отдыха, что позволяет не допускать резкого спада, физических нагрузок. Однако, если спортсмен мало и редко выступал в соревнованиях, необходимость в переходном периоде может отпасть.
Содержание годичного цикла конкретизируется в годовом плане тренировки, в котором учитываются особенности условий (вид спорта, возможности спортивной базы, характер работы или учебы и др.). Годовой план делается небольшим по объему и наглядным. Применяется принцип помесячного планирования учебного тренировочного процесса.
Примерная форма годового плана тренировки легкоатлета спринтера. учащегося среднего специального учебного заведения.
Недельный цикл спортивной тренировки заключается в детализации месячного плана, составлении недельных планов, занятий.
Процесс планирования спортивной тренировки завершается составлением плана конспекта на одно тренировочное занятие. Все учебно-тренировочные и самостоятельные тренировочные занятия имеют сходную структуру и состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть учебно-тренировочного занятия («разминка») имеет целью разогреть организм, подготовить опорно-двигательный аппарат и внутренние органы к предстоящей работе. Обычно эта часть делится на общую и специальную разминку. Общая разминка повышает работоспособность организма; специальная разминка готовит спортсмена к выполнению основных тренировочных или соревновательных упражнений.
Основная часть занятия отводится на изучение и совершенствование новых движений, для работы над воспитанием физических качеств спортсмена. Содержание этой части занятия зависит от периода тренировки, подготовленности спортсмена и других условий.
Заключительная часть учебно-тренировочного занятия или самотренировки используется для переключения от работы к отдыху и должна создавать наилучшие условия для ускоренного протекания восстановительных процессов. Приводим примерную форму плана-конспекта отдельного учебно-тренировочного занятия.
Примерная форма плана конспекта учебного тренировочного (самостоятельного) занятия
Методически правильно спланированное занятие позволяет обеспечить плавное нарастание физической нагрузки от начала занятия к его середине, а также плавно снизить нагрузку к его окончанию.
Такая физиологическая кривая является наилучшей реакцией организма на любую нагрузку.
Вопросы и задания
1. Расскажите, что такое «подготовка спортсмена», «спортивная тренировка», «спортивная форма». Приведите примеры.
2. Какое место в подготовке спортсмена занимает теоретическая подготовка? Почему она важна? Обоснуйте свое мнение.
3. Что тлкое физическое упражнение? Чем физические упражнения отличаются от физического труда?
4. Назовите и объясните основные стороны подготовки спортсмена.
5. Составьте план тренировочных занятий на неделю по своему виду спорта.
Напишите план-конспект на одно самостоятельное тренировочное занятие? занятие специализированной утренней гимнастикой.
Рекомендуем прочитать
Бартенев Л. В. Бег на короткие дистанции. М., 1971.
Подготовительная часть учебно-тренировочного занятия («разминка») имеет целью разогреть организм, подготовить опорно-двигательный аппарат и внутренние органы к предстоящей работе. Обычно эта часть делится на общую и специальную разминку. Общая разминка повышает работоспособность организма; специальная разминка готовит спортсмена к выполнению основных тренировочных или соревновательных упражнений.
Основная часть занятия отводится на изучение и совершенствование новых движений, для работы над воспитанием физических качеств спортсмена. Содержание этой части занятия зависит от периода тренировки, подготовленности спортсмена и других условий.
Заключительная часть учебно-тренировочного занятия или самотренировки используется для переключения от работы к отдыху и должна создавать наилучшие условия для ускоренного протекания восстановительных процессов. Приводим примерную форму плана-конспекта отдельного учебно-тренировочного занятия.
Примерная форма плана конспекта учебного тренировочного (самостоятельного) занятия
Методически правильно спланированное занятие позволяет обеспечить плавное нарастание физической нагрузки от начала занятия к его середине, а также плавно снизить нагрузку к его окончанию.
Такая физиологическая кривая является наилучшей реакцией организма на любую нагрузку.
Вопросы и задания
1. Расскажите, что такое «подготовка спортсмена», «спортивная тренировка», «спортивная форма». Приведите примеры.
2. Какое место в подготовке спортсмена занимает теоретическая подготовка? Почему она важна? Обоснуйте свое мнение.
3. Что тлкое физическое упражнение? Чем физические упражнения отличаются от физического труда?
4. Назовите и объясните основные стороны подготовки спортсмена.
5. Составьте план тренировочных занятий на неделю по своему виду спорта.
Напишите план-конспект на одно самостоятельное тренировочное занятие? занятие специализированной утренней гимнастикой.
Рекомендуем прочитать
Бартенев Л. В. Бег на короткие дистанции. М., 1971.
Горянов Л. Б. Новеллы о вратаре. М., 1973.
Дьячков В. М. Прыжок в высоту. М., 1970,
Светов А. Старт без финиша. М., 1970.
Суслов Ф. Бег на средние и длинные дистанции М. 1982.
Комментариев нет:
Отправить комментарий