пятница, 30 декабря 2022 г.

Спортивная тренировка

Спортивная тренировка

Спортивная тренировка — многолетний и круглогодичный про­цесс. Многолетний план тренировки создает общую картину, опреде­ляет главную цель, задачи и основные средства тренировки. Для каж­дого года, кроме того, определяется частная цель, поэтапно планирует­ся рост спортивных результатов.

Тренировочный процесс состоит из повторяющихся отрезков вре­мени — циклов. В зависимости от вида спорта различают большие (многолетние, годичные), средние (сезонные, месячные, соревнова­тельные) и малые (недельные) циклы.

Годичный тренировочный цикл в ряде видов спорта состоит из трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Такая периодизация основывается на закономерностях развития «спортивной формы» и календарных сроках основных соревнований. При этом важно, чтобы главные соревнования попадали в границы соревновательного периода, а контрольные, учебно-тренировочные и другие второстепенные состязания планировались на подготовитель­ный период» Количество соревнований должно быть таким, чтобы соз­давались условия для совершенствования физических и морально-волевых качеств спортсмена. Интервалы между соревнованиями долж­ны обеспечивать восстановление и дальнейшее увеличение работоспо­собности.

При планировании процесса спортивной тренировки необходимо учитывать итоги прошедшего тренировочного периода, результаты врачебного обследования спортсмена, выявившиеся слабые и сильные стороны его подготовленности, недостающие физические качества и другие моменты, на которых следует сконцентрировать внимание в плане предстоящих занятий,

В ходе подготовительного периода создаются предпосылки для приобретения «спортивной формы», расширяются функциональные возможности организма спортсмена. В этом периоде до 60—70% вре­мени отводится ОФП, и лишь в конце периода больше внимания уде­ляется специальным упражнениям, подготовке к соревнованиям.

Задачей соревновательного периода является сохранение и улуч­шение «спортивной формы», достижение максимальных спортивных результатов. Главными средствами этого периода тренировки являют­ся непосредственно соревновательные упражнения, а основным мето­дом выступают соревнования. Объем тренировочных нагрузок увели­чивается за счет средств специальной подготовки. Типичным для этого периода будет соревновательный (а не недельный) микроцикл: его содержание и раскладка нагрузки определяются числом дней между
состязаниями.

Соревновательные микроциклы сочетаются с «разгру­зочными», что позволяет избежать перетренированности, а к самым важным соревнованиям подойти в состоянии наивысшей готовности.

В переходном периоде проводится активный отдых при сохранении определенного уровня тренированности. Вся работа в этот период н направлена на ликвидацию последствий накопившегося утомления. Из занятий исключаются соревнования и соревновательные упражне­ния. Больше времени уделяется туризму и другим видам активного отдыха, что позволяет не допускать резкого спада, физических нагру­зок. Однако, если спортсмен мало и редко выступал в соревнованиях, необходимость в переходном периоде может отпасть.

Содержание годичного цикла конкретизируется в годовом плане тренировки, в котором учитываются особенности условий (вид спорта, возможности спортивной базы, характер работы или учебы и др.). Годовой план делается небольшим по объему и наглядным. Применяет­ся принцип помесячного планирования учебного тренировочного про­цесса. 

Примерная форма годового плана тренировки легкоатлета спринтера. учащегося среднего специального учебного заведения.
Примерная форма годового плана тренировки легкоатлета спринтера
Недельный цикл спортивной тренировки заключается в детализации месячного плана, составлении недельных планов, занятий.
Недельный цикл спортивной тренировки
Процесс планирования спортивной тренировки завершается составлением плана конспекта на одно тренировочное занятие. Все учебно-тренировочные и самостоятельные тренировочные занятия име­ют сходную структуру и состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть учебно-тренировочного занятия («раз­минка») имеет целью разогреть организм, подготовить опорно-двига­тельный аппарат и внутренние органы к предстоящей работе. Обыч­но эта часть делится на общую и специальную разминку. Общая разминка повышает работоспособность организма; специальная разминка готовит спортсмена к выполнению основных тренировочных или сорев­новательных упражнений.

Основная часть занятия отводится на изучение и совершенствование новых движений, для работы над воспитанием физических качеств спортсмена. Содержание этой части занятия зависит от периода тре­нировки, подготовленности спортсмена и других условий.

Заключительная часть учебно-тренировочного занятия или само­тренировки используется для переключения от работы к отдыху и должна создавать наилучшие условия для ускоренного протекания восстановительных процессов. Приводим примерную форму плана-конспекта отдельного учебно-тренировочного занятия.

Примерная форма плана конспекта учебного тренировочного (самостоятельного) занятия
Примерная форма плана конспекта учебного тренировочного (самостоятельного) занятия

Методически правильно спланированное занятие позволяет обес­печить плавное нарастание физической нагрузки от начала занятия к его середине, а также плавно снизить нагрузку к его окончанию.

Такая физиологическая кривая является наилучшей реакцией орга­низма на любую нагрузку.

Вопросы и задания

1. Расскажите, что такое «подготовка спортсмена», «спортивная тренировка», «спортивная форма». Приведите примеры.

2. Какое место в подготовке спортсмена занимает теоретическая подготовка? Почему она важна? Обоснуйте свое мнение.

3. Что тлкое физическое упражнение? Чем физические упражнения отличаются от физического труда?

4. Назовите и объясните основные стороны подготовки спортсмена.

5. Составьте план тренировочных занятий на неделю по своему виду спорта.

Напишите план-конспект на одно самостоятельное тренировочное занятие? занятие специализированной утренней гимнастикой.

Рекомендуем прочитать

Бартенев Л. В. Бег на короткие дистанции. М., 1971. 
Горянов Л. Б. Новеллы о вратаре. М., 1973. 
Дьячков В. М. Прыжок в высоту. М., 1970, 
Светов А. Старт без финиша. М., 1970. 
Суслов Ф. Бег на средние и длинные дистанции М. 1982. 

Как отремонтировать нож видео

Комментариев нет:

Отправить комментарий