Свыше 4400 средних специальных учебных заведений (техникумов и училищ.) насчитывается в нашей стране» В них для народного хозяйства готовят специалистов самых разных профессий. И какую бы из них вы ни избрали, в каждой потребуется крепкое здоровье и хорошее физическое развитие.
Важными средствами подготовки людей к жизни, к производительному труду являются физическая культура и спорт. Занятия физической культурой и спортом закаляют тело и укрепляют здоровье человека, содействуют его гармоническому физическому развитию, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам народного хозяйства в их профессиональной трудовой и оборонной деятельности.
Апрельский (1984 г.) Пленум ЦК КПСС и состоявшаяся затем сессия Верховного Совета СССР одобрили «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». В этом документе говорится: «Социалистическое общество кровно заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины.
Нужно организовать ежедневные занятия всех учащихся физической культурой на уроках, во внеучебпое время, в спортивных секциях, создавать для этого необходимые условия. В каждой школе, профтехучилище, во всех учебно-воспитательных учреждениях должны быть созданы спортивные залы и площадки, хорошо оснащенные: оборудованием и инвентарем. Шире использовать для физического воспитания ; учащихся базу спортивных организаций и клубов, предприятий и учреждений.
Больше внимания уделять вопросам гигиены. Необходимо, чтобы каждый овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке.
В учебных планах средних специальных учебных заведений СССР физическое воспитание (ФВ) — обязательный предмет. Он отличается от ряда других дисциплин спецификой задач, средств и форм организации учебных занятий. В ФВ требуется не только усваивать разнообразные теоретические сведения, но и овладевать новыми практическими умениями, совершенствовать ранее приобретенные двигательные навыки. В процессе ФВ недостаточно услышать — увидеть — понять — запомнить. Здесь надо действовать физически, многократно и настойчива выполнять специальные двигательные задания. И очень важно осознать при этом, что овладение новыми двигательными навыками и умениями, их совершенствование идут успешнее тогда, когда базируются на хорошо усвоенных теоретических знаниях об основах техники движений, о физиологических закономерностях развития и деятельности человеческого-организма, о содержании и методах обучения, о правилах спортивных соревнований и др.
Процесс физического воспитания немыслим без сознательной и активной учебной деятельности самих учащихся. Он проходит успешно только тогда, когда налицо обоюдная заинтересованность: преподаватель прилагает усилия чтобы научить, а учащиеся стремятся научиться, овладеть новыми теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, новыми физическими упражнениями.
Как и в любом другом учебном предмете, важное значение имеет знание специфического языка физического воспитания, знание тер» микологии основных понятий, прежде всего таких, как «физическая культура», «спорт», «физическое воспитание», «физическое совершенство» и др. Понимание их смысла не только позволит глубоко усвоить содержание данного учебного пособия, но даст вам возможность читать и понимать другую спортивную и популярную медицинскую литературу, расширит ваши знания о безграничных физических возможностях человеческою организма.
Итак, основные понятия физического воспитания. В обиходе и практике мы часто пользуемся словосочетанием «физкультура и спорт», ставя эти два слова рядом. Однако надо знать, что их смысл не идентичен.
Физическая культура — органическая составная часть общей культуры общества и личности, вид социальной деятельности людей, направленный на укрепление здоровья и развитие их физических способностей, на подготовку к жизненной практике. Физическая культура есть вид социальной деятельности людей, а это означает, что общество признает такую деятельность полезной и необходимой для всех, создает условия для ее развития и процветания. Показателями состояния физической культуры в обществе и государстве являются: совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования членов общества; уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физических упражнений в сфере воспитания, образования, в производстве и в быту для других, целей общественной практики.
Понятие «физическая культура» наиболее общее и наиболее широкое. Оно вбирает в себя и такое частное, более узкое понятие, как «спорт».
Спорт (англ» sport — игра, развлечение) — составная часть физической культуры, вид социальной деятельности людей, заключающийся в организованном сопоставлении их сил и физических способностей в борьбе за первенство или высокий спортивный результат.
Распространенными производными от этих двух основных понятий являются: физкультурник — человек, систематически занимающийся доступными физическими упражнениями для укрепления своего здоровья, гармонического развития и физического совершенствования;
спортсмен — человек, систематически занимающийся специальными физическими упражнениями, соревновательной деятельностью и подготовкой к ней с целью достижения максимальных для себя или команды спортивных результатов.
Наш учебный предмет называется «Физическое воспитание». Что же вкладывается в смысл этого понятия? Физическое воспитание — это педагогический процесс обучения человека движениям и совершенствования его физических качеств, направленный на морфологическое и. функциональное совершенствование организма человека, его основных жизненно важных двигательных навыков, умений и связанных с ними знаний. Этот педагогический процесс предполагает осознанную деятельность людей — учителя и ученика: первый, используя педагогические методы, передает второму знания, умения и навыки; второй •— воспринимает, усваивает и применяет их.
Главная цель советской системы физического воспитания — здоровье народа, достижение каждым советским человеком физического совершенства. Под физическим совершенством понимается исторически обусловленный идеал физического развития и двигательной подготовленности человека, обеспечивающий ему наилучшую приспособляемость к жизни, труду и защите Родины. В этом понятии сочетаются как требования общества к людям (производство, военное дело и др.), так и личные потребности человека (здоровье, долголетие, физическая привлекательность).
К числу основных относится также понятие физическое развитие. Оно употребляется в двух значениях. Первое: физическое развитие — это физическое состояние человека в данный момент. В этом значении говорят, например, «физическое развитие гимнаста хорошее», «физическое развитие школьника слабое». Второе: физическое развитие — это биологический процесс становления л изменения форм и функций человеческого организма, совершающийся под влиянием наследственности, условий жизни и воспитания. Из этого определения следует, что физическое развитие есть процесс, т. е. динамическая совокупность физических состояний человеческого организма в их взаимопереходах. С одной стороны, физическое развитие человека происходит за счет жизненных сил и строения организма, передаваемых по наследству, а с другой — раскрытие и проявление этих наследственных признаков, свойств и качеств (в том числе и физических) в значительной мере зависит от условий жизни (питание, труд, отдых, гигиенические условия и др.), от воспитания, прежде всего от специально организованного физического воспитания. Эти два значения понятия «физическое развитие» надо различать»
Все общие (основные) и частные понятия физического воспитания в совокупности образуют специальную научно-практическую терминологию. Мы познакомили вас с некоторыми основными понятиями этой терминологии, С другими, более частными определениями вы познакомитесь в тексте соответствующих глав.
Комментариев нет:
Отправить комментарий