Идеи всестороннего гармонического развития человека, воспитания его личности всегда волновали передовые умы человечества, Но только JK. Маркс и Ф. Энгельс подошли к решению этой проблемы с позиций подлинно научного, материалистического понимания истории с позиций самого революционного класса — пролетариата. Рабочий класс, считали они, готовясь к борьбе за свержение буржуазии, должен использовать физическое воспитание как одно из средств подготовки борцов за освобождение человечества от эксплуатации, за победу пролетарской революции.
К. Маркс и Ф. Энгельс наглядно показали невозможность всестороннего развития рабочих и их детей в обществе, основанном на эксплуатации человека человеком. Труд на капиталистических предприятиях превращает рабочего в придаток машины, приводит к истощению его физических и духовных сил. В погоне за дешевой рабочей силой капиталисты нещадно эксплуатируют не только взрослых рабочих, но и детей. Принудительный труд на капиталиста не только захватил время детских игр, но овладел и обычным временем свободного труда в домашнем кругу. Поэтому пролетариат, как класс будущего, указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, должен добиваться такого воспитания для своего подрастающего поколения, которое сохранило бы его физические и духовные силы. К- Маркс, писал: «Под посшгпшпем мы понимаем три вещи:
Во-первых: умственное воспитание.
Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями.
В-третьих: техническое обучение.
Предвидя длительную и трудную борьбу за победу пролетарской революции, необходимость защиты ее завоеваний, Ф. Энгельс рассматривал физическое воспитание как один из методов военной подготовки пролетариата.
Определяя место и роль физического воспитания в трудовой и военной подготовке людей будущего коммунистического общества, К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что соединение производительного труда с обучением и гимнастикой будет не только средством повышения общественного производства, но и единственным средством воспитания всесторонне развитых людей.
Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о важности физического воспитания нашли свое дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина. Он придавал важное значение физической закалке революционеров, неоднократно указывал, что революционеры должны использовать средства физической культуры для укрепления своего здоровья, д,т тренировки и закаливания организма.
В письме из Мюнхена в мае 1901 г, к сестре М. И. Ульяновой, нахолившейся тогда в тюрьме, Владимир Ильич спрашивал, наладила ли она свой режим, который так важен в одиночке, советовал ей правильно распределить занятия, разнообразить их, переключаясь с чтения на перевод иностранной литературы, на занятия гимнастикой: «Заставляй себя проделать по нескольку десятков (без уступки!) всяких движений! Это очень важно»
В одном из писем Инессе Арманд, в декабре 1916 г. Владимир Ильич спрашивал ее: «А на лыжах катаетесь? Непременно катайтесь! Научитесь, заведите лыжи и по горам — обязательно. Хорошо на горах зимой! Прелесть и Россией пахнет»
Обращая внимание на роль личных' качеств членов боевых рабочих отрядов в возможных уличных схватках, В. И. Ленин отмечал, что неизбежны случаи, когда придется действовать тут же на месте, без промедления, вдвоем или одному, и надо готовиться к этому. «Нужны и боевые кружки, утилизирующие служивших в военной службе или особенно сильных и ловких рабочих на случай демонстраций, освобождения из тюрем и т. п.» — советовал В. И. Ленин в «Письме к товарищу о наших организационных задачах».
Сам. Владимир Ильич отличался необыкновенной работоспособностью, кипучей энергией. Окружавшие его люди поражались, как. хватало у него сил и времени выполнять огромное количество дел.' В этой связи большой интерес представляют имеющиеся сведения о том, какое место занимала физическая культура в жизни В. И. Ленина. С детства сохранилось у него увлечение коньками. Катался он на них и в сибирской ссылке. Из Шушенского Владимир Ильич писал брату Д. И. Ульянову: «На коньках я катаюсь с превеликим усердием. Старое уменье все же не забывается»
Сохранить силы и бодрость в тяжелых условиях одиночного заключения, в холодных, сырых и плохо освещенных камерах помогали В. И. Ленину систематические занятия гимнастикой. «Разомнешься, бывало, так, вспоминал Владимир Ильич,— что согреешься даже в самые сильные холода, когда камера выстыла вся, и спишь после того куда лучше»
Физическая закалка, ловкость и выносливость не раз помогали В. И. Ленину, когда он вынужден был скрываться от ищеек царской охранки. Больших физических сил и нервного напряжения потребовал, например, его отъезд из России за границу через Финляндию в декабре 1907 г., когда пришлось пешком по льду переходить Финский залив.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции создала все условия для развития физической культуры и спорта в нашей стране. С первых дней Советской власти В. И. Ленин уделял много внимания охране здоровья народа, развитию физической культуры. «Юноши и девушки Советской страны,— говорил он,— должны жить красиво и полнокровно как в общественной, так и в личной жизни. Борьба, работа, учеба, спорт, веселье, песня, мечта -— вот области,, в которых молодежь должна проявить себя во весь размах»
Беседуя с делегатами I съезда РКСМ, проходившего в октябре — ноябре 1918 г. в Москве,, Владимир Ильич дал делегатам ряд ценных практических советов по организации физкультурной работы, рекомендовал действовать, проявлять инициативу во всех областях жизни, в том числе и в физкультурных делах. «Нет лодок? Найдите .старые, почините, оборудуйте! Нужна помощь Совета депутатов? Идите в Совет! Нужна помощь партии? Идите в партийный комитет!»
Выступая на III съезде комсомола в октябре 1920 г., в известной речи «Задачи союзов молодежи» В. И. Ленин развил основные принципы коммунистического воспитания советских людей, его неотъемлемой части — физического воспитания. Исходя из указаний В. И. Ленина, съезд определил, что физическое воспитание подрастающего поколения является одним из необходимых элементов общей системы коммунистического воспитания, направленной к созданию гармонически развитого человека, гражданина коммунистического общества. Далее говорилось, что физическое воспитание преследует также практические цели: подготовку молодежи к трудовой деятельности и к защите социалистического Отечества. Резолюция съезда комсомола стала первым документом, в котором по-ленински глубоко и полно определялись цели и задачи физического воспитания в пашей стране.
Ленинские идеи сыграли важнейшую роль в создании основ со» ветской системы физического воспитания, в практической деятельности Коммунистической партии Советского Союза но развитию физической культуры и спорта в стране.
Комментариев нет:
Отправить комментарий