понедельник, 9 января 2023 г.

К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин о физическом воспитании

К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин о физическом воспитании 

Идеи всестороннего гармонического развития человека, воспитания его личности всегда волновали передовые умы человечества, Но толь­ко JK. Маркс и Ф. Энгельс подошли к решению этой проблемы с пози­ций подлинно научного, материалистического понимания истории с позиций самого революционного класса — пролетариата. Рабочий класс, считали они, готовясь к борьбе за свержение буржуазии, дол­жен использовать физическое воспитание как одно из средств подго­товки борцов за освобождение человечества от эксплуатации, за побе­ду пролетарской революции.

К. Маркс и Ф. Энгельс наглядно показали невозможность всесто­роннего развития рабочих и их детей в обществе, основанном на эксплу­атации человека человеком. Труд на капиталистических предприятиях превращает рабочего в придаток машины, приводит к истощению его физических и духовных сил. В погоне за дешевой рабочей силой капи­талисты нещадно эксплуатируют не только взрослых рабочих, но и детей. Принудительный труд на капиталиста не только захватил время детских игр, но овладел и обычным временем свободного труда в домашнем кругу. Поэтому пролетариат, как класс будущего, указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, должен добиваться такого воспита­ния для своего подрастающего поколения, которое сохранило бы его физические и духовные силы. К- Маркс, писал: «Под посшгпшпем мы понимаем три вещи:

Во-первых: умственное воспитание.

Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в гимнасти­ческих школах и военными упражнениями.

В-третьих: техническое обучение.

Предвидя длительную и трудную борьбу за победу пролетарской революции, необходимость защиты ее завоеваний, Ф. Энгельс рассмат­ривал физическое воспитание как один из методов военной подготовки пролетариата.

Определяя место и роль физического воспитания в трудовой и воен­ной подготовке людей будущего коммунистического общества, К. Маркс и Ф. Энгельс указывали, что соединение производительного труда с обучением и гимнастикой будет не только средством повыше­ния общественного производства, но и единственным средством воспи­тания всесторонне развитых людей.

Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о важности физического воспитания нашли свое дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина. Он придавал важное значение физической закалке революционеров, неоднократно указывал, что революционеры должны использовать средства физи­ческой культуры для укрепления своего здоровья, д,т тренировки и закаливания организма.

В письме из Мюнхена в мае 1901 г, к сестре М. И. Ульяновой, нахолившейся тогда в тюрьме, Владимир Ильич спрашивал, наладила ли она свой режим, который так важен в одиночке, советовал ей правиль­но распределить занятия, разнообразить их, переключаясь с чтения на перевод иностранной литературы, на занятия гимнастикой: «За­ставляй себя проделать по нескольку десятков (без уступки!) всяких движений! Это очень важно»

В одном из писем Инессе Арманд, в декабре 1916 г. Владимир Ильич спрашивал ее: «А на лыжах катаетесь? Непременно катайтесь! Научи­тесь, заведите лыжи и по горам — обязательно. Хорошо на горах зи­мой! Прелесть и Россией пахнет» 

Обращая внимание на роль личных' качеств членов боевых рабо­чих отрядов в возможных уличных схватках, В. И. Ленин отмечал, что неизбежны случаи, когда придется действовать тут же на месте, без промедления, вдвоем или одному, и надо готовиться к этому. «Нуж­ны и боевые кружки, утилизирующие служивших в военной службе или особенно сильных и ловких рабочих на случай демонстраций, ос­вобождения из тюрем и т. п.» — советовал В. И. Ленин в «Письме к товарищу о наших организационных задачах».

Сам. Владимир Ильич отличался необыкновенной работоспособ­ностью, кипучей энергией. Окружавшие его люди поражались, как. хватало у него сил и времени выполнять огромное количество дел.' В этой связи большой интерес представляют имеющиеся сведения о том, какое место занимала физическая культура в жизни В. И. Лени­на. С детства сохранилось у него увлечение коньками. Катался он на них и в сибирской ссылке. Из Шушенского Владимир Ильич писал бра­ту Д. И. Ульянову: «На коньках я катаюсь с превеликим усердием. Старое уменье все же не забывается» 

Сохранить силы и бодрость в тяжелых условиях одиночного заклю­чения, в холодных, сырых и плохо освещенных камерах помогали В. И. Ленину систематические занятия гимнастикой. «Разомнешься, бывало, так, вспоминал Владимир Ильич,— что согреешься даже в самые сильные холода, когда камера выстыла вся, и спишь после того куда лучше»

Физическая закалка, ловкость и выносливость не раз помогали В. И. Ленину, когда он вынужден был скрываться от ищеек царской охранки. Больших физических сил и нервного напряжения потребо­вал, например, его отъезд из России за границу через Финляндию в декабре 1907 г., когда пришлось пешком по льду переходить Финский залив.

Победа Великой Октябрьской социалистической революции соз­дала все условия для развития физической культуры и спорта в нашей стране. С первых дней Советской власти В. И. Ленин уделял много внимания охране здоровья народа, развитию физической культуры. «Юноши и девушки Советской страны,— говорил он,— должны жить красиво и полнокровно как в общественной, так и в личной жизни. Борьба, работа, учеба, спорт, веселье, песня, мечта -— вот области,, в которых молодежь должна проявить себя во весь размах»

Беседуя с делегатами I съезда РКСМ, проходившего в октябре — ноябре 1918 г. в Москве,, Владимир Ильич дал делегатам ряд ценных практических советов по организации физкультурной работы, рекомендовал действовать, проявлять инициативу во всех областях жизни, в том числе и в физкультурных делах. «Нет лодок? Найдите .старые, почините, оборудуйте! Нужна помощь Совета депутатов? Идите в Совет! Нужна помощь партии? Идите в партийный комитет!» 

Выступая на III съезде комсомола в октябре 1920 г., в известной речи «Задачи союзов молодежи» В. И. Ленин развил основные прин­ципы коммунистического воспитания советских людей, его неотъем­лемой части — физического воспитания. Исходя из указаний В. И. Ле­нина, съезд определил, что физическое воспитание подрастающего поколения является одним из необходимых элементов общей системы коммунистического воспитания, направленной к созданию гармони­чески развитого человека, гражданина коммунистического общества. Далее говорилось, что физическое воспитание преследует также прак­тические цели: подготовку молодежи к трудовой деятельности и к за­щите социалистического Отечества. Резолюция съезда комсомола стала первым документом, в котором по-ленински глубоко и полно опре­делялись цели и задачи физического воспитания в пашей стране.

Ленинские идеи сыграли важнейшую роль в создании основ со» ветской системы физического воспитания, в практической деятельнос­ти Коммунистической партии Советского Союза но развитию физиче­ской культуры и спорта в стране.

Как различать лекарственный и декоративный шиповник

Комментариев нет:

Отправить комментарий