понедельник, 9 января 2023 г.

Физкультурная оздоровительная и спортивная массовая работа в средних специальных учебных заведениях

Физкультурная оздоровительная и спортивная массовая работа в средних специальных учебных заведениях

Во всех средних специальных учебных заведениях дополнительно к учебной организуется и проводится внеучебная физкультурно-оздо­ровительная и спортивно-массовая работа. Единство учебной и вне-учебной форм обеспечивает успешное овладение новым программным материалом, закрепление пройденного. В ряде учебных заведений прак­тикуется самостоятельная работа учащихся по заданию преподавате­ля, которая организуется, как правило, в неучебное время. В обще­житиях и дома многие учащиеся занимаются утренней гигиенической гимнастикой (УГГ). В течение учебного дня во многих техникумах и училищах проводятся «физкультурные паузы». Все эти мероприятия приносят здоровью учащихся несомненную пользу.

Для того чтобы быть здоровым и хорошо физически развитым, уча­щийся обязан самостоятельно заниматься физическими упражнения­ми и спортом, рассматривая такие занятия как средство активного от­дыха, восстановления работоспособности после напряженной учебной работы.

Участие в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, самостоятельные занятия физическими упражнениями способствуют дальнейшему совершенствованию навыков, приобретен­ных на учебных занятиях, ускоряют подготовку учащихся к выполнению норм комплекса ПО, разрядных нормативов ЕВСК. Это соответст­вует требованиям постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1981г.  «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта».

Физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу в среднем специальном учебном заведении организует и проводит Совет коллектива физической культуры (рис. 2) совместно с профсоюзной и комсомольской организациями. Организационную работу, как прави­ло, осуществляет председатель Совета коллектива физкультуры, ко­торый работает в тесном контакте с руководителем физического воспи­тания техникума (училища).

Большое место в работе Совета коллектива физкультуры занимает учебно-тренировочный процесс в спортивных секциях и командах по различным видам спорта. В этих секциях и командах учащиеся повы­шают свое спортивное мастерство, готовятся к участию в спортивных соревнованиях как внутри учебного заведения, так и проводимых, вы­шестоящими спортивными организациями.

В соответствии с требованиями программы один раз в семестр в учебном заведении проводится «День здоровья и спорта». В его про­грамму включаются не только мероприятия для активного отдыха,, но и массовые игры, соревнования по упражнениям комплекса ГТО.

В каникулярное время (летом и зимой) отдельные техникумы и учи­лища для активного отдыха учащихся организуют оздоровительно спортивные лагеря, лагеря труда и отдыха. Советы коллективов физ­культуры используют все возможности для проведения в этих лагерях тренировочной работы как для повышения спортивного мастерства? так и особенно для подготовки учащихся к выполнению норм комплекса ПО.

Для руководства отдельными направлениями работы в Совете кол­лектива физкультуры создаются различные комиссии: учебно-спортив­ная, агитации и пропаганды, финансово-хозяйственная и др. Их воз­главляют наиболее способные учащиеся или преподаватели. Так, на­пример, комиссию по агитационно-пропагандистской работе может возглавить член комитета ВЛКСМ, хозяйственную'— член профкома учебного заведения и т. д. Комиссия по комплексу ГТО формируется из представителей всех общественных организаций, в том числе и пред­ставителей Совета коллектива физкультуры учебного заведения. Пред­седатель комиссии по комплексу ГТО назначается приказом директора, В учебных группах избираются физкультурные организаторы (физор­ги), к работе привлекается актив общественных инструкторов и спор­тивных судей. Подготовка общественных физкультурных кадров в средних специальных учебных заведениях осуществляется как в про­цессе учебных занятий по физическому воспитанию, на занятиях спор­тивных секций, так и на специально организуемых семинарах.

В больших коллективах физкультуры техникумов и училищ соз­даются тренерские советы, в состав которых входят штатные препо­даватели физического воспитания, тренеры и общественные инструкто­ры-тренеры по видам спорта. Возглавляют тренерские советы наиболее опытные преподаватели физического воспитания,

Из числа активистов и общественных спортивных судей образуется судейская коллегия коллектива физкультуры. Она занимается ор­ганизацией спортивных соревнований и практическим судейством встреч и массовых спортивных соревнований в техникуме (училище), а наиболее подготовленные спортивные судьи привлекаются к судейст­ву соревнований более крупного масштаба.

За большие успехи в развитии физической культуры и спорта луч­шим коллективам физкультуры учебных заведений присваивается почетное звание «Спортивный клуб». В настоящее время это звание-завоевали более 400 коллективов физкультуры средних специальных учебных заведений.

Высшим руководящим органом коллектива физкультуры (спортив­ного клуба) в учебном заведении является общее собрание членов ДСО — учащихся, преподавателей и сотрудников учебного заведения. Коллектив физкультуры учебного заведения входит в состав местного Совета ДСО по профсоюзной принадлежности. Так, например, члены профсоюза медицинских работников (медучилища), работники культу­ры (музыкальные и культпросветучилища), работники просвещения (педагогические училища), высшей школы, научных учреждений и другие являются членами добровольного ордена Ленина спортивного общества «Спартак»; члены профсоюза железнодорожников являются членами ДСО «Локомотив»; члены профсоюза работников ряда отрас­лей промышленности — членами ДСО «Труд» и т„ д.

Своим непосредственным участием в физкультурно-оздоровитель­ных и спортивно-массовых мероприятиях учащиеся должны способст­вовать успеху этой работы, и не только в стенах учебного заведения, но и на производстве, куда они приходят после окончания училища (техникума). Каждый выпускник среднего специального учебного за­ведения должен стать инициативным общественным инструктором в трудовом коллективе, судьей по спорту и организатором активного от­дыха, участником спортивных соревнований.

Вопросы и задания

1. Каких выдающихся спортсменов — выпускников вашего учебного заведения или ваших земляков вы знаете? Соберите сведения о них, оформите стенд спортсме­нов-выпускников со спортивной биографией каждого.

2. Знаете ли вы рекорды училища (техникума), лучшие команды и их достиже­ния последних лет? Ознакомьтесь с грамотами, дипломами и кубками, завоеванными командами вашего учебного заведения, регулярно обновляйте «Доску чемпионов и рекордсменов». Помогайте преподавателям физического воспитания в оформлении «Уголка физкультуры и спорта». 

Рекомендуем прочитать 


Контрасты Лейк-Плэсида. М., 1981.

Мамлеев Д., Силантьев В. Звездный час Монреаля (Олимпийские репортажи). М., 1976.

Мамлеев Д., Тосунян С, Федосов Б. Быстрее! Выше! Сильнее! (Олимпийские репортажи из Мюнхена). М., 1972. 

Москва-80. Игры XXII Олимпиады. М., 1981.

Советские олимпийцы. М., 1980.

Спортсмены (из серии «Жизнь замечательных людей»),. М«, 1973,

Статистика Олимпиады-80. М., 1981.

Что должно быть в каждом городском туристическом рюкзаке

Комментариев нет:

Отправить комментарий