Прыжок — это способ преодоления горизонтальных или вертикальных препятствий. Прыжки выполняются с места или с разбега. В легкой атлетике широкое распространение получили прыжки в высоту с разбега, в длину с разбега, тройной и с шестом. Цель занятий прыжками — научить спортсмена прыгать возможно выше и дальше. Для этого учащиеся знакомятся с теоретическими основами техники прыжков вообще и на основе этих знаний овладевают техникой избранного прыжка.
В прыжках четко просматриваются четыре последовательные фазы - разбег, отталкивание, полет и приземление. Результативность всех прыжков задается скоростью разбега и силой отталкивания.
Разбег в прыжках производится с ускорением, чтобы на последних шагах достичь наибольшей скорости. Нога на место отталкивания ставится быстро и энергично. В этот момент точка опоры находится несколько впереди проекции о. ц. т. тела.
Отталкивание производится сильнейшей (толчковой) йогой. Это важнейшая фаза в прыжках. В момент соприкосновения с грунтом толчковая нога, испытывая большую нагрузку, амортизируя, сгибается и напоминает сжатую пружину. Отталкивание заключается в том, что прыгун ее мгновенно выпрямляет, энергично отталкиваясь от опоры. При этом нога должна быть выпрямлена полностью. Эффект отталкивания усиливается быстрым подниманием рук и маховой ноги. Роль маховой ноги в прыжках очень велика вследствие большой силы ее мыши, и массы, а также большого пути ее движения. Угол отталкивания при прыжках различен: он больше при прыжках в высоту и меньше при прыжках в длину (рис. 79).
В фазе полета тело прыгуна движется по траектории, заданной скоростью разбега и силой отталкивания, испытывая действие силы тяжести и сопротивление воздуха. Изменить траекторию о. ц. т. тела путем дополнительных движений во время полета невозможно, но за счет специальных движений рук, ног и туловища прыгун может создать благоприятные условия для увеличения спортивного результата. Например, последовательный перенос частей тела через планку («по дуге») позволяет при прыжках в высоту или с шестом преодолевать планку, не поднимая над ней о. ц. т. тела (рис. 80, 81). Активное опускание одной части тела компенсаторно перемещает другую вверх — например, опускание плеч помогает поднять таз опускание одной ноги способствует подниманию другой и т. д.
Рис. 79. Углы отталкивания при различных прыжках
Рис. 80. При переносе дуги, через препятствие общий центр тяжести тела может пройти под препятствием
Приземление в прыжках в высоту непосредственно на спортивный результат не влияет, но оно должно быть безопасным. На месте приземления в прыжках в высоту и с шестом должна быть высокая1 подушка из мягкого материала (губчатая резина, поролон и т. п.), песок в яме для прыжков в длину и тройным должен быть взрыхленным. Техника приземления при прыжках в длину с разбега и при тройном прыжке влияет на спортивный результат.
Учащиеся средних специальных учебных заведений изучают прыжки в высоту и в длину с разбега.
Приземление в прыжках в высоту непосредственно на спортивный результат не влияет, но оно должно быть безопасным. На месте приземления в прыжках в высоту и с шестом должна быть высокая1 подушка из мягкого материала (губчатая резина, поролон и т. п.), песок в яме для прыжков в длину и тройным должен быть взрыхленным. Техника приземления при прыжках в длину с разбега и при тройном прыжке влияет на спортивный результат.
Учащиеся средних специальных учебных заведений изучают прыжки в высоту и в длину с разбега.
Комментариев нет:
Отправить комментарий