пятница, 30 декабря 2022 г.

Физические качества человека. Средства м методы их воспитания.

Физические качества человека. Средства м методы их воспитания.

Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие, как сила, быстрота, выносли­вость, ловкость, гибкость и др. Это те природные задатки к движе­ниям, которыми все люди наделены от рождения. Физические каче­ства человека претерпевают естественные изменения в процессе роста и развития организма. Однако эти изменения можно усилить и уско­рить целенаправленными занятиями физическим трудом, физическими упражнениями. В спорте нельзя серьезно мечтать о каких-либо успе­хах без достаточно высокого уровня воспитания целого комплекса физических качеств.

В большинстве видов спорта проявляются все физические каче­ства,. Но для достижения успеха в каждом отдельном виде необходимо воспитать преимущественно одно или несколько физических качеств, Бегуну на короткие дистанции, например, необходимы преимуще­ственно быстрота и сила, штангисту — сила, акробату — лов­кость и т. д, В основе совершенствования физических качеств лежит замечательная способность человеческого организма отвечать на по­вторные физические нагрузки превышением исходного уровня своей работоспособности. В результате постоянного преодоления трениро­вочных нагрузок в организме человека происходит ряд изменений, определенный сдвиг в сторону увеличения его физических возмож­ностей.

Сила — способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Средствами воспитания силы являются упражнения, при выполнении которых преодолевается сопротивление: различных отягощений (штанга, гири, гантели и т. п.), упругих предметов (резиновый жгут, эспандер), массы собственного тела (подтягивания, приседания), массы партнера и др. Методами воспитания силы являются: метод максимальных усилий (выполнение упражнений с непредельными отягощениями и много­кратным повторением «до отказа»); метод динамических усилий (вы­полнение упражнений с отягощениями разной массы, поднимание их с большой скоростью) и др.

Быстрота — способность человека выполнять движения в мини­мально короткий срок. Средствами воспитания быстроты будут такие движения, которые можно выполнить с максимальной скоростью. Применяются простые по координации упражнения, но их выполнение не должно быть продолжительным. Для воспитания быстроты используют методы: затрудненных условий (отягощения, например); облегченных условий (лидирование, бег под уклон, метание облегчен­ных снарядов); выполнение упражнений при эмоционально насыщен­ных условиях (подвижные игры, спортивные игры, бег на местности).

Выносливость — это способность человека совершать работу задан­ной интенсивности в течение возможно более длительного времени. Так как длительность работы ограничивается в конечном счете на­ступающим утомлением, то по-другому выносливость можно охаракте­ризовать как способность организма противостоять утомлению, Раз­личают общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью понимается способность человека продолжительное время выполнять физическую работу умеренной интенсивности (пилка дров, плавание, спортивная ходьба и т. п.). Под специальной выносливостью понимает­ся способность спортсмена длительное время поддерживать работо­способность в определенном виде физических упражнений (специаль­ная выносливость бегуна, пловца, лыжника). Общая выносливость в основном воспитывается равномерным методом, специальная — переменным, интервальным и соревновательным методами.

Ловкость — это способность человека перестраивать свою двига­тельную деятельность в соответствии с требованиями внезапно ме­няющейся обстановки. Эффективными средствами воспитания ловкости являются подвижные и спортивные игры, борьба, акробатика и др. При воспитании ловкости используются методы: выполнение изве­стных упражнений в необычных сочетаниях; усложнение упражне­ний дополнительными движениями; смена способов выполнения упраж­нений и др.

Гибкость — это способность выполнять движения с большой амп­литудой. Для воспитания гибкости используют: активные движения с постепенно увеличивающейся амплитудой, например наклон тулови­ща назад до отказа; маховые и пружинящие движения — махи но­гами, пружинящие наклоны туловища в сторону; задания с предмет­ными ориентирами — взмахнуть ногой до висящего мяча; упражне­ния с активной помощью партнера и др.

Физические качества не воспитываются изолированно: совершен­ствуя одно из них, мы обязательно воздействуем и на остальные (так называемый перенос качеств).{Этот перенос качеств может быть положи­тельным и отрицательным. Силовые качества, например, улучшают результаты в скоростных упражнениях лишь до определенного пре­дела. Штангисты редко могут выполнять быстрые движения так же эффективно, как, к примеру, боксеры. Поэтому одностороннее воспи­тание физической силы может привести к снижению показателей быстроты и выносливости, Вот почему считается, что основой для достижения высоких результатов в спорте является разносторонняя физическая подготовка.

Основными средствами воспитания физических качеств являются физические упражнения. Их число чрезвычайно велико. Известно несколько классификаций физических упражнений по различным при­знакам. Одна из таких классификаций — группировка физических упражнений по тем физическим качествам, которые они преимуще­ственно воспитывают. Соответственно ей выделяют: скоростно-силовые упражнения (спринтерский бег, прыжки, метания и др.), упражнения щ.| выносливость (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание), упражнения на координацию (акробатика, прыжки в воду, фигурное катание на коньках) и др.

Для воспитания физических качеств используются различные ме­тоды: равномерный, переменный, повторный, интервальный, игровой, соревновательный, круговой и др.

Равномерный метод характеризуется относительно постоянной интенсивностью тренировочной работы. В практике применяются два

ого -варианта, например: работа предельной интенсивности на сорев­новательной дистанции (допустим, бег на 1500 м) и длительная не.» прерывная работа умеренной интенсивности, выполняемая этим бегу­ном: на более длинной дистанции (например, 8000 м). Первый вариант применяется для воспитания специальной выносливости, второй — для воспитания общей выносливости»

Переменный метод характеризуется непрерывной работой с меняющейся интенсивностью. Различные соотношения интенсивной и уме­ренной работы и составляют суть метода, Из вариантов этого метода наиболее известен «фартлек» (игра скоростей), когда бег выполняется с разной скоростью и чередуется с различными прыжковыми или ими­тационными упражнениями.

Повторный метод характеризуется повторением одних и тех же упражнений с интервалами для отдыха, во время которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. Число повто­рений и длительность выполнения упражнений могут быть самыми разнообразными, например в беге: 3x600 м, 8x60 м (это означает, что бегун пробежал три раза по 600 м, восемь раз по 60 м). В зависи­мости от задач тренировочного процесса, периода тренировки и готов­ности спортсмена определяется скорость, с которой должны преодо­леваться эти отрезки. Например, повторная работа на коротких отрезках чаще всего направлена на воспитание скоростно-силовых ка-чести, полому применяется бег с предельной или околопредельной скоростью.

Интервальный метод отличается от повторного тем, что те же самые нагрузки выполняются с жестко заданными интервалами отдыха, которые по мере возрастания тренированности сокращаются (например, 3x600 м через 6 мин отдыха). Интервальный метод применяется в основном для воспитания выносливости, как общей, так и специальной.

Игровой метод позволяет совершенствовать такие качества и спо­собности спортсмена, как ловкость, быстрота, находчивость, самостоятельность, инициативность и др. Высокая эффективность метода объ­ясняется тем положительным эмоциональным фоком, которым сопровождается участие в играх.

Соревновательный метод — это выполнение упражнений в усло­виях, близких к соревнованиям. Он применяется для воспитания морально-волевых, физических качеств спортсмена для тактической подготовки к предстоящим состязаниям. Круговой метод. Его название происходит от того, что перво­начально- места, где выполнялись упражнения, располагались по замкнутому кругу. Суть метода в серийном выполнении знакомых, технически не сложных упражнений, подобранных и объединенных в комплекс по определенной схеме. Для каждого вида упражнений устанавливается (определяется) место, которое называется «станцией». Таких станций обычно 8— 10. На каждой из них занимающийся вы­полняет одно из упражнений — приседания, подтягивания, отжима­ния в упоре, наклоны, прыжки и др. И так может быть пройдено не­сколько кругов.

Приспособления для быстрого сбора ягод шиповника видео

Комментариев нет:

Отправить комментарий