Трудовая и спортивная деятельность может быть успешной, если человек овладеет необходимыми двигательными умениями и навыками. Способность человека выполнять движения и управлять ими называется двигательными умениями. Двигательные умения приобретаются человеком на основе знаний о движении, предварительного двигательного опыта, его общей физической подготовки.
Обучение новому движению требует на начальном этапе повышенной концентрации внимания, сознательного управления движениями отдельных частей тела. Вспомните велосипедиста-новичка, все внимание которого сосредоточено на правильном держании руля.
В процессе повторений двигательные действия становятся привычными, координированными, выполняются легко и непринужденно. Умения переходят в двигательные навыки. Движения выполняются как бы автоматически, без направленной концентрации внимания на их деталях. Велосипедист, например, освоив навык езды, во время движении может разговаривать, осматривать окружающую местность.
На учебно-тренировочных занятиях вы изучаете технику выполнении отдельных движений, комплексов и комбинаций физических упражнений. Знание основных закономерностей формирования двигательных умений, совершенствования двигательных действий существенно ускоряет овладение новыми движениями, делает приобретенные навыки более прочными.
Процесс овладения новым движением проходит три этапа:
1) ознакомление с новым движением;
2) формирование двигательного умения;
3) формирование и совершенствование двигательного навыка.
На этапе ознакомления формируется общее представление о новом движении, которое предстоит освоить. Занимающиеся слушают объяснение преподавателя (тренера), просматривают показ упражнения, изучают плакаты, кинограммы, учебный фильм, после чего делают первую попытку выполнить новое упражнение в общих чертах. При этом используют различные способы выполнения упражнений: целостный, по частям или выполняя подводящие упражнения, т. е. осваивают основы техники движений.
На. этапе формирования двигательного умения путем многократных повторений упражнения и исправления возникающих ошибок выполнение упражнения доводят до относительно совершенной формы, необходимой детализации. Широко применяют на этом этапе целостный способ выполнения упражнения с избирательной отработкой отдельных деталей,
На этапе формирования и совершенствования двигательного навыка упражнение отрабатывается в реальных и даже усложненных условиях. Этап отличается длительностью: пока спортсмен тренируется и выступает в соревнованиях, он вынужден совершенствовать освоенные двигательные навыки своего вида спорта.
В процессе обучения движениям, совершенствования двигательных навыков следует руководствоваться общепедагогическими, так называемыми дидактическими принципами: сознательности, активности, наглядности, доступности, систематичности и прочности.
Применительно к физическому воспитанию принципы сознательности и активности выражаются в том, насколько осознанно относится спортсмен к тренировочному процессу. Понимание задач тренировки, активное выполнение заданий и упражнений ускоряют обучение, повышают эффективность тренировочных занятий, позволяют творчески использовать приобретенные теоретические знания, умения и двигательные навыки в последующей спортивной деятельности. Личная заинтересованность, осмысленное отношение к занятиям, сознательный анализ выполненных упражнений особенно необходимы при самостоятельных занятиях.
Принцип наглядности. Через наглядность учащиеся воспринимают изучаемое движение, как бы программируют его в своем сознании. Наблюдать можно за движением, показанным тренером, другим спортсменом. Это непосредственная наглядность. При опосредованной наглядности изучаются кинограммы, рисунки, схемы и т. п. Например, с помощью видеомагнитофона можно записать, а потом просмотреть на экране только что выполненное упражнение, выявить и проанализировать свои ошибки. Современные технические средства позволяют увидеть выполненное упражнение в замедленном темпе. Наглядное восприятие большей частью является начальным звеном познания и изучения движения.
Принцип доступности обучения означает, что физические упражнения должны быть доступными для выполнения, объем и интенсивность применяемых нагрузок должны соответствовать силам и возможностям занимающихся. Физические упражнения изучаются и закрепляются с соблюдением правил «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному».
Принцип систематичности заключается в регулярности занятий, в рациональном, системном чередовании нагрузок и отдыха. Регулярные и оптимально продолжительные занятия дают больший эффект, чем эпизодические. Перерывы в занятиях, особенно неоправданно большие вызывают угасание некоторых навыков, снижают уровень физических качеств.
Принцип прочности предполагает, что знания, умения и навыки, освоенные па учебных и тренировочных занятиях, необходимо доводить до устойчивого, прочно закрепленного состояния. Это требование имеет тесную связь с принципом систематичности: для того, чтобы усвоить прочно, надо повторять упражнения систематически. Плохо закрепленные навыки легко разрушаются,
На этапе ознакомления формируется общее представление о новом движении, которое предстоит освоить. Занимающиеся слушают объяснение преподавателя (тренера), просматривают показ упражнения, изучают плакаты, кинограммы, учебный фильм, после чего делают первую попытку выполнить новое упражнение в общих чертах. При этом используют различные способы выполнения упражнений: целостный, по частям или выполняя подводящие упражнения, т. е. осваивают основы техники движений.
На. этапе формирования двигательного умения путем многократных повторений упражнения и исправления возникающих ошибок выполнение упражнения доводят до относительно совершенной формы, необходимой детализации. Широко применяют на этом этапе целостный способ выполнения упражнения с избирательной отработкой отдельных деталей,
На этапе формирования и совершенствования двигательного навыка упражнение отрабатывается в реальных и даже усложненных условиях. Этап отличается длительностью: пока спортсмен тренируется и выступает в соревнованиях, он вынужден совершенствовать освоенные двигательные навыки своего вида спорта.
В процессе обучения движениям, совершенствования двигательных навыков следует руководствоваться общепедагогическими, так называемыми дидактическими принципами: сознательности, активности, наглядности, доступности, систематичности и прочности.
Применительно к физическому воспитанию принципы сознательности и активности выражаются в том, насколько осознанно относится спортсмен к тренировочному процессу. Понимание задач тренировки, активное выполнение заданий и упражнений ускоряют обучение, повышают эффективность тренировочных занятий, позволяют творчески использовать приобретенные теоретические знания, умения и двигательные навыки в последующей спортивной деятельности. Личная заинтересованность, осмысленное отношение к занятиям, сознательный анализ выполненных упражнений особенно необходимы при самостоятельных занятиях.
Принцип наглядности. Через наглядность учащиеся воспринимают изучаемое движение, как бы программируют его в своем сознании. Наблюдать можно за движением, показанным тренером, другим спортсменом. Это непосредственная наглядность. При опосредованной наглядности изучаются кинограммы, рисунки, схемы и т. п. Например, с помощью видеомагнитофона можно записать, а потом просмотреть на экране только что выполненное упражнение, выявить и проанализировать свои ошибки. Современные технические средства позволяют увидеть выполненное упражнение в замедленном темпе. Наглядное восприятие большей частью является начальным звеном познания и изучения движения.
Принцип доступности обучения означает, что физические упражнения должны быть доступными для выполнения, объем и интенсивность применяемых нагрузок должны соответствовать силам и возможностям занимающихся. Физические упражнения изучаются и закрепляются с соблюдением правил «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному».
Принцип систематичности заключается в регулярности занятий, в рациональном, системном чередовании нагрузок и отдыха. Регулярные и оптимально продолжительные занятия дают больший эффект, чем эпизодические. Перерывы в занятиях, особенно неоправданно большие вызывают угасание некоторых навыков, снижают уровень физических качеств.
Принцип прочности предполагает, что знания, умения и навыки, освоенные па учебных и тренировочных занятиях, необходимо доводить до устойчивого, прочно закрепленного состояния. Это требование имеет тесную связь с принципом систематичности: для того, чтобы усвоить прочно, надо повторять упражнения систематически. Плохо закрепленные навыки легко разрушаются,
Комментариев нет:
Отправить комментарий