четверг, 5 января 2023 г.

Обучение движениям. Формирование двигательных умений. Совершенствование двигательных навыков.

Обучение движениям. Формирование двигательных умений. Совершенствование двигательных навыков.

Трудовая и спортивная деятельность может быть успешной, если человек овладеет необходимыми двигательными умениями и навыками. Способность человека выполнять движения и управлять ими на­зывается двигательными умениями. Двигательные умения приобрета­ются человеком на основе знаний о движении, предварительного дви­гательного опыта, его общей физической подготовки.

Обучение новому движению требует на начальном этапе повышен­ной концентрации внимания, сознательного управления движениями отдельных частей тела. Вспомните велосипедиста-новичка, все вни­мание которого сосредоточено на правильном держании руля.

В процессе повторений двигательные действия становятся привыч­ными, координированными, выполняются легко и непринужденно. Умения переходят в двигательные навыки. Движения выполняются как бы автоматически, без направленной концентрации внимания на их деталях. Велосипедист, например, освоив навык езды, во время движении может разговаривать, осматривать окружающую местность.

На учебно-тренировочных занятиях вы изучаете технику выполне­нии отдельных движений, комплексов и комбинаций физических упражнений. Знание основных закономерностей формирования двига­тельных умений, совершенствования двигательных действий суще­ственно ускоряет овладение новыми движениями, делает приобретен­ные навыки более прочными.

Процесс овладения новым движением проходит три этапа: 
1) озна­комление с новым движением; 
2) формирование двигательного умения; 
3) формирование и совершенствование двигательного навыка.

На этапе ознакомления формируется общее представление о новом движении, которое предстоит освоить. Занимающиеся слушают объ­яснение преподавателя (тренера), просматривают показ упражнения, изучают плакаты, кинограммы, учебный фильм, после чего делают первую попытку выполнить новое упражнение в общих чертах. При этом используют различные способы выполнения упражнений: целостный, по частям или выполняя подводящие упражнения, т. е. осваи­вают основы техники движений.

На. этапе формирования двигательного умения путем многократных повторений упражнения и исправления возникающих ошибок выполнение упражнения доводят до относительно совершенной формы, не­обходимой детализации. Широко применяют на этом этапе целостный способ выполнения упражнения с избирательной отработкой отдель­ных деталей,

На этапе формирования и совершенствования двигательного навыка упражнение отрабатывается в реальных и даже усложненных услови­ях. Этап отличается длительностью: пока спортсмен тренируется и выступает в соревнованиях, он вынужден совершенствовать освоен­ные двигательные навыки своего вида спорта.

В процессе обучения движениям, совершенствования двигательных навыков следует руководствоваться общепедагогическими, так на­зываемыми дидактическими принципами: сознательности, активности, наглядности, доступности, систематичности и прочности.

Применительно к физическому воспитанию принципы сознатель­ности и активности выражаются в том, насколько осознанно относит­ся спортсмен к тренировочному процессу. Понимание задач трени­ровки, активное выполнение заданий и упражнений ускоряют обуче­ние, повышают эффективность тренировочных занятий, позволяют творчески использовать приобретенные теоретические знания, умения и двигательные навыки в последующей спортивной деятельности. Личная заинтересованность, осмысленное отношение к занятиям, сознательный анализ выполненных упражнений особенно необходимы при самостоятельных занятиях.

Принцип наглядности. Через наглядность учащиеся воспринимают изучаемое движение, как бы программируют его в своем сознании. Наблюдать можно за движением, показанным тренером, другим спорт­сменом. Это непосредственная наглядность. При опосредованной на­глядности изучаются кинограммы, рисунки, схемы и т. п. Например, с помощью видеомагнитофона можно записать, а потом просмотреть на экране только что выполненное упражнение, выявить и проанализи­ровать свои ошибки. Современные технические средства позволяют увидеть выполненное упражнение в замедленном темпе. Наглядное восприятие большей частью является начальным звеном познания и изучения движения.

Принцип доступности обучения означает, что физические упраж­нения должны быть доступными для выполнения, объем и интенсив­ность применяемых нагрузок должны соответствовать силам и воз­можностям занимающихся. Физические упражнения изучаются и закрепляются с соблюдением правил «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному».

Принцип систематичности
заключается в регулярности занятий, в рациональном, системном чередовании нагрузок и отдыха. Регуляр­ные и оптимально продолжительные занятия дают больший эффект, чем эпизодические. Перерывы в занятиях, особенно неоправданно большие вызывают угасание некоторых навыков, снижают уровень физических качеств.

Принцип прочности предполагает, что знания, умения и навыки, освоенные па учебных и тренировочных занятиях, необходимо доводить до устойчивого, прочно закрепленного состояния. Это требование име­ет тесную связь с принципом систематичности: для того, чтобы усвоить прочно, надо повторять упражнения систематически. Плохо закреп­ленные навыки легко разрушаются,

Лучшая сушилка для овощей и фруктов Дачник 4 видео

Комментариев нет:

Отправить комментарий