пятница, 30 декабря 2022 г.

Спортивная тренировка, ее цели, задачи и принципы

Спортивная тренировка, ее цели, задачи и принципы

При подготовке спортсмена применяются системы физических, упражнений, организуемых на специальных учебно-тренировочных занятиях.. Спортивная тренировка — это специализированный педа­гогический процесс физического воспитания, направленный на до­стижение спортсменом высоких спортивных результатов. Частными задачами спортивной тренировки являются: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие спортсмена, воспитание его мораль­но-волевых и физических качеств, формирование необходимых уме­ний, закрепление и совершенствование навыков избранного вида спор­та, приобретение специальных знаний о спорте вообще и о своем виде в частности, приобретение знаний по гигиене, самоконтролю и др. В процессе спортивной тренировки у занимающихся формируются положительные привычки, нравственные убеждения.

Успехи в спорте во многом зависят от системы спортивной трени­ровки. Отличие нашей советской системы спортивной тренировки со­стоит в ее оздоровительной направленности и высоком назначении,, Она характеризуется прогрессивными принципами, научным подбо­ром средств и методов, высокой организацией педагогического и вра­чебного контроля, обеспечением необходимых гигиенических условий.

Оценивая готовность спортсмена к соревнованиям, часто пользу­ются понятиями «тренированность» и «спортивная форма». Состояние тренированности отражает биологические изменения в организме спортсмена, которые происходят под воздействием тренировочных нагрузок и отдыха и выражаются в росте его работоспособности. Трени­рованность есть мера приспособления организма к конкретной рабо­те, достигнутая тренировкой.

Состояние наилучшей готовности спортсмена к спортивным дости­жениям называют спортивной формой. Это своего рода сплав, един­ство всех сторон готовности — физической, технической, тактической, морально-волевой и др. Она представляет собой состояние спортсмена,, которое позволяет полностью проявить физические и духовные способности в нужный момент спортивной деятельности. Лучшим пока­зателем состояния спортивной формы является спортивный результат. Считают, что спортсмен находится в состоянии спортивной формы. если показанный им результат превышает его личный рекорд или бли­нок к нему.

Процесс развития спортивной формы имеет фазовый характер и протекает в порядке последовательной смены трех фаз: приобретения, сохранения и временной утраты состояния спортивной формы. Фазоность развития спортивной формы служит основанием для периодиза­ции и тренировочного процесса. Соответственно этим фазам в трениро­вочном процессе планируют три периода: подготовительный, соревно­вательный и переходный.

Спортсмен не может постоянно находиться в состоянии спортивной, формы. После значительных физических нагрузок организму необхо­дим отдых. Планирование тренировки по периодам и есть процесс управления спортивной формой: суть его состоит в том, чтобы рацио­нально чередовать работу и отдых.,

Для достижения спортсменом состояния спортивной формы боль­шое значение имеет правильный выбор средств и методов тренировки, а также условия быта, питание, рациональный режим дня. Но этого мало. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от правильного применения тренировочных средств и методов, от соблю­дения специальных правил, так называемых принципов. спортивной тренировки, к которым относятся: единство общей и специальной под­готовки, непрерывность тренировочного процесса, постепенность уве­личения нагрузок и необходимость максимальных: нагрузок, волнообразность динамики, цикличность, индивидуализация применяемых средств п методов тренировки.

Единство общей и специальной подготовки спортсмена, В условиях социалистического общества спорт — не самоцель, а одно из средств коммунистического воспитания, всестороннего развития человека. ОФП создает фундамент для достижения спортивного результата, а СФП способствует достижению высокого уровня необходимых спорт­смену знаний, умений, навыков, физических и морально-волевых качеств.

Непрерывность тренировочного процесса обеспечивается система­тическими и регулярными учебно-тренировочными занятиями, пла­новым чередованием нагрузки и отдыха. Нагрузкой принято называть величину воздействия физических упражнений на организм занимаю­щегося.

Постепенность увеличения и применение максимальных нагрузок являются обязательными условиями роста спортивных результатов: В соответствии с этим требованием объем и интенсивность трениро­вочной работы необходимо увеличивать, как правило, плавно, без резких колебаний. Под объемом нагрузки следует понимать суммар­ное количество выполненной тренировочной работы, а под интенсив­ностью — напряженность работы, степень ее концентрации во вре­мени.

Однако между увеличением тренировочных нагрузок и процессом приспособления к ним организма спортсмена нет прямолинейной зависимости: нужны периодические спады и подъемы, или так назы­ваемая волнообразность динамики, тренировочных нагрузок. Дело
в том, что с течением времени организм приспосабливается к однооб­разной нагрузке и она для него больше не является тем раздражите­лем, который необходим, чтобы вызвать новое повышение функцио­нальных возможностей. Поэтому в тренировке следует чередовать малые, средние, большие и максимальные нагрузки.

Цикличность тренировочного процесса находит отражение в много» летнем и поэтапном планировании. Выделяют большие, средние и малые тренировочные циклы, в- процессе которых решают общие и частные задачи подготовки спортсмена.

Индивидуализация спортивной тренировки — это учет индиви­дуальных особенностей спортсмена, уровня его физической, техниче­ской и других видов подготовленности на данном этапе тренировочно­го процесса.

Важно помнить, что все принципы спортивной тренировки между собой тесно связаны и представляют единство: нельзя пренебрегать ни одним из них.

Как заваривать и настаивать травы видео

Комментариев нет:

Отправить комментарий