Человек способен выполнить бесчисленное множество различных движений. Поэтому так многообразны и гимнастические упражнения. Однако для решения отдельных педагогических задач в каждом конкретном случае применяется ограниченное количество упражнений, пригодных и достаточных для решения поставленной задачи. Поэтому в практике возникла необходимость подразделять все многообразие гимнастических упражнений на виды» На схеме (рис. 25) представлены три группы видов гимнастики.
Рис. 25. Виды гимнастики
Коротко остановимся на характеристике первой группы — оздоровительных видов гимнастики,, выделив те главные элементы их содержания, которые наиболее широко используются в физическом воспитании учащихся средних специальных учебных заведений.
Основная гимнастика — это относительно самостоятельный вид гимнастики, применяемый в физическом воспитании людей различных возрастов для общего физического, развития и укрепления их здоровья. Она получила широкое распространение в работе с детьми дошкольного и школьного возраста с учащимися различных учебных заведений и работе с физически ослабленными людьми, в специальных медицинских группах.
Как средство физического воспитания основная гимнастика доступна всем. На занятиях применяются строевые, общеразвивающие и прикладные упражнения, разнообразные прыжки, упражнения на гимнастических снарядах, простейшие элементы художественной гимнастики и акробатики. Оздоровительное, гигиеническое влияние упражнений основной гимнастики объясняется их воздействием на функции всех органов и систем человека, что выражается в повышении работоспособности этих органов и систем, формировании правильной осанки. Основная гимнастика имеет большое воспитательное и образовательное значение, чему способствуют четкий порядок и строгая дисциплина па занятиях, хорошее музыкальное сопровождение.
Атлетическая, гимнастика с каждым годом становится все более популярной среди мужчин и подростков. Умело подобранные и разум, но применяемые упражнения помогают формировать правильную, осанку, добиваться гармоничного развития мускулатуры тела, исправлять недостатки фигуры, воспитывать силу, гибкость, ловкость и другие необходимые человеку физические качества.
Каждый, молодой человек хочет быть сильным, ловким и. красивым. Это желание естественно. Но стать сильным и ловким можно только путем систематических занятий физкультурой и спортом. Те, кто не может заниматься в спортивной секции, должны самостоятельно заниматься физкультурой, атлетической гимнастикой дома.
Занятия атлетической гимнастикой доступны всем. В группах и секциях такие занятия проводятся 2—3 раза в неделю по урочной форме. Их продолжительность 60—90 мин. В занятиях широко используются общеразвивающие упражнения без предметов их предметами (палки, булавы, гантели, набивные мячи, скакалки, резиновые бинты или амортизаторы, гири, штанга), а также упражнения на различных гимнастических снарядах (стенка, канат, лестница, брусья, перекладина, кольца). Кроме общеразвивающих упражнений в занятиях атлетической гимнастикой используются упражнения в беге, прыжках (в высоту, в длину, на возвышение, через препятствия), упражнения в лазании и перелезании, метании и ловле набивных мячей, легкоалетических ядер, гирь, в равновесии, переноске груза.
Индивидуально следует заниматься ежедневно по 20—40 мин после работы или учебы в одно и то же время, через 1,5—2 ч после приема пищи. В индивидуальных занятиях выполняют два или три комплекса. Первый комплекс но своему содержанию напоминает комплекс гигиенической гимнастики, являясь как бы подготовительной частью к занятиям, и составляется с учетом индивидуальных особенностей каждого занимающегося. Второй и третий комплексы составляются из упражнений для воспитания силы, гибкости и ловкости. При их выполнении используются различные предметы, простейшие устройства и мебель. Третий комплекс является как бы продолжением второго, но все упражнения выполняются с большей интенсивностью. Рекомендуется он лицам, прошедшим предварительную подготовку и регулярно занимающимся атлетической гимнастикой не менее года.
В занятиях атлетической гимнастикой важно с увеличением силы мышц увеличить их массу, так как. приобретенная сила сохраняется дольше в тех случаях, когда ее рост сопровождается ростом мышечной массы. Для этого необходимо применять достаточно большие, но не предельные отягощения, с которыми можно выполнять упражнения не. более 10 раз подряд (по 3—4 с каждое).
Следует учитывать, что переутомление и чрезмерная нагрузка без соответствующей подготовки могут принести вред. В занятия атлетической гимнастикой вначале необходимо включать нетрудные упражнения, развивающие все мышечные группы, а по мере овладения ими переходить к все более трудным. Правила подбора упражнений в комплексы и их чередование аналогичны тем, которые будут описаны в гигиенической гимнастике.
Гигиеническая гимнастика является общедоступным средством оздоровления и физического воспитания людей, источником их силы, бодрости и жизнедеятельности»
Гигиенической гимнастикой можно заниматься в группах, как это делается в общежитиях большинства средних специальных учебных заведений, так и индивидуально. Ею можно заниматься не только утром, но и днем (через 1,5—2 ч после приема пищи) или вечером (за 1—2 ч перед сном). Можно для этого рекомендовать комплексы обще-развивающих упражнений, передаваемых по радио или телевидению; Однако этих упражнений недостаточно для людей, которые регулярно занимаются различными видами спорта.
Каждый учащийся должен, знать некоторые общие правила подбора упражнений и научиться составлять комплексы гигиенической гимнастики. При этом учащиеся должны ставить перед собой две задачи: первая — научиться составлять и выполнять комплекс упражнений для себя, с учетом индивидуальных особенностей; вторая—научиться составлять комплекс и проводить занятия с группой товарищей.. Таково требование комплекса ГТ.
Перечислим общие правила подбора упражнений и объединения их в комплексы.
1. Упражнения должны соответствовать возрасту и физической подготовленности занимающихся, быть для них доступными. Трудные упражнения выполняются хуже, их эффективность невелика.
2. Упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на организм занимающегося. Их следует подбирать для различных частей тела, выполнять движения в разных направлениях, с изменяющейся скоростью и разным характером мышечных усилий: быстро, медленно, с напряжением, расслабленно и т п.
3. Комплекс должен включать упражнения на ощущение и коррекцию осанки, а также специальные упражнения на освоение различных типов дыхания (грудное, диафрагмальное, смешанное).
4. В комплекс УГГ включают 8—10 упражнений; если же гигиеническая, гимнастика выполняется днем, то 10—15. Начинающие могут ограничиваться минимальным количеством упражнений.
1. Упражнения должны соответствовать возрасту и физической подготовленности занимающихся, быть для них доступными. Трудные упражнения выполняются хуже, их эффективность невелика.
2. Упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на организм занимающегося. Их следует подбирать для различных частей тела, выполнять движения в разных направлениях, с изменяющейся скоростью и разным характером мышечных усилий: быстро, медленно, с напряжением, расслабленно и т п.
3. Комплекс должен включать упражнения на ощущение и коррекцию осанки, а также специальные упражнения на освоение различных типов дыхания (грудное, диафрагмальное, смешанное).
4. В комплекс УГГ включают 8—10 упражнений; если же гигиеническая, гимнастика выполняется днем, то 10—15. Начинающие могут ограничиваться минимальным количеством упражнений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий