вторник, 27 декабря 2022 г.

О самостоятельных занятиях легкой атлетикой

О самостоятельных занятиях легкой атлетикой

Самостоятельные занятия легкой атлетикой, отдельными легко­атлетическими, упражнениями организуются и проводятся как по лич­ной инициативе учащихся, так и по рекомендации преподавателя фи­зического воспитания, тренера по легкой атлетике. При этом ставятся и решаются/следующие частные задачи:

улучшить и ускорить подготовку учащихся (особенно отстающих) к выполнению учебных нормативов и норм комплекса ГТО по отдель­ным упражнениям легкой атлетики;

повысить уровень физического развития и физической подготов­ленности учащихся путем самостоятельного закрепления и совершенст­вования тех умений и навыков, которые освоены ими на учебных занятиях и на тренировочных занятиях в спортивных секциях;

использовать дополнительные возможности для повышения спор­тивного мастерства учащихся-спортсменов, занимающихся в секциях легкой атлетики.

В соответствии, е этими задачами могут применяться следующие формы организации самостоятельных занятий: домашнее задание, УСГ легкоатлета и самотренировка. Каждая из этих форм имеет свое содер­жание и специфику, отличается продолжительностью и объемом физической нагрузки.

Домашнее задание может быть кратковременным, небольшим по объему выполняемой тренировочной работы. Чаще оно является эпи­зодическим,, а то и разовым, направленным на ликвидацию отставания в каком-либо личном упражнении (метание гранаты, например), на закрепление нового, плохо усвоенного двигательного навыка (скачок в толкании я/фа и т. п.). Учащийся может и сам определить свои слабые стороны в технике движений, недостаток прыгучести, силы метающей руки и т. п., сформулировать самозадание и самостоятельно совершен­ствовать технику данного движения, закрепить слабо усвоенный на­вык, повысить уровень нужного физического качества. Внимательно прочитайте соответствующий параграф пособия, проанализируйте ри­сунки, найдите и прочитайте рекомендованную литературу, после этого повторите изучаемое движение дома перед зеркалом, а затем закрепите его iici спортивной площадке, на стадионе. Общеразвивающие и спе­циальные упражнения бегуна, прыгуна, метателя, приведенные в данной главе, дают представление о средствах, позволяют правильно выбрать нужные упражнения для домашнего задания. Занимаясь та­ким образом, можно быстро ликвидировать отставание, подготовиться к выполнению контрольных упражнений, успешно выполнить нормы комплекса РТС.

Утренняя специализированная гимнастика (УСГ) легкоатлета пред­полагает не эпизодические, а систематические ежедневные занятия, за­меняющие утреннюю гигиеническую гимнастику. Перед такой специа­лизированной гимнастикой ставятся уже более серьезные задачи, рас­считанные на перспективу: совершенствовать отдельные элементы тех­ники движений, ускорить воспитание физических качеств до более высокого уровня, быстрее достигнуть высоких спортивных результа­тов и др. Это практически «малая тренировка» спортсмена, направлен­ная на получение оценки «5» по программным упражнениям, на выпол­нение норм комплекса ГТО на золотой (или золотой с отличием) зна­чок, на получение или повышение спортивного разряда.

УСГ проводится ежедневно и длится 40—50—60. мин. По своей структуре она сходна с тренировочным уроком, но короче его и с мень­шим объемом тренировочной нагрузки. В первой части такой специа­лизированной гимнастики решаются гигиенические задачи. Во второй части нагрузка возрастает за счет интенсивного выполнения специаль­ных упражнений бегуна, прыгуна, метателя. В третьей части нагрузка постепенно сокращается, организм приводится в относительно спокой­ное состояние, выполняются обычные гигиенические и закаливающие (водные) процедуры.

Самостоятельные занятия легкой атлетикой

Средствами УСГ легкоатлета являются ходьба, бег, общеразви­вающие и специальные упражнения. УСГ рекомендуется проводить в парке, на стадионе, в спортивном зале, где можно воспользоваться специальным оборудованием и тренажерами. После некоторого пе­риода втягивания в работу на занятиях УСГ можно выполнять доволь­но значительный объем тренировочной работы. Эти занятия следует проводить систематически, без перерывов, с постепенным и последо­вательным увеличением нагрузок при строгом самоконтроле.

Самотренировка спортсмена-легкоатлета направлена на совер­шенствование в избранном виде и на повышение спортивного мастерст­ва, содействует более быстрому достижению высокого спортивного результата. Занятия проводятся в дни, когда нет тренировок и сорев­нований, в выходные и каникулярные дни.

По структуре самотренировка приближается к учебно-тренировоч­ному занятию в спортивной секции: первая часть занятия — подгото­вительная, вторая — основная, третья — заключительная. Самотренировка позволяет применять более широкий выбор средств: кроме общеразвивающих и специальных упражнений в процессе самотрени­ровки используются лыжный спорт, гребля, велоспорт, кроссы, спор­тивные игры, туризм и др. Занятия проводятся на спортивной пло­щадке, стадионе, в манеже, зале, а также в лесу, парке и т. п. Они организуются в соответствии с личными планами учащихся-спортсме­нов и проводятся 1—3 раза в неделю продолжительностью от 1—1,5 до 2 ч„ Самотренировка планируется легкоатлетом при участии тре­нера спортивной секции (группы).

Примерное содержание самостоятельного занятия бегуна-спринте­ра (III спортивный разряд) приводится ниже :

Самостоятельные занятия легкой атлетикой

Самостоятельные занятия учащихся по легкой атлетике являются неотъемлемой частью тренировочного процесса. Они дополняют тренировочпыс замятия в спортивной секции, а в отдельные периоды яв­ляются основной формой подготовки легкоатлетов, например в период производственной практики, во время каникул, .и т. п. В это время за­нятия по самотренировке проводятся 5—6 раз в. неделю.

Применяя любую форму самостоятельных занятий, необходимо строго соблюдать правило постепенности и последовательности: за­нятия начинать с малых нагрузок, относительно легких упражнений; к середине или к концу основной части нагрузку увеличивать, а в заключительной части постепенно снижать. При этом следует помнить, что полезны только такие нагрузки, которые соответствуют уровню вашей физической и технической подготовленности.

Надежной гарантией правильной организации и хорошего прове­дения самостоятельных занятий легкоатлета будет их целесообразное планирование и учет. Прежде чем приступить к самостоятельным за­нятиям, необходимо совместно с тренером составить индивидуальный план тренировки. Планы составляются на год (помесячно), на неделю (по дням) и на каждое тренировочное занятие.

Легкоатлетам средних специальных учебных заведений можно про­водить 5—6 занятий в неделю, а с учетом учебных занятий и УСГ, которая проводится ежедневно, можно организовать проведение 10 — 12 занятий. Бояться этих цифр не следует. Достаточно упорядочить режим своего времени, составить разумный распорядок дня — и все это окажется выполнимым. Без строгого планирования надеяться на высокие спортивные результаты бесполезно.

Организации самотренировок хорошо помогает их систематический учет и самоконтроль спортсмена. Учет ведется по всем показателям плана тренировки. Его анализ и регулярное ведение дневника позволя­ют спортсмену и тренеру не только контролировать, но и активно вмешиваться в тренировочный процесс, совершенствовать его в ходе за­нятий.

Самоконтроль при самотренировке играет чрезвычайно важную роль. Фиксируя объем и интенсивность выполняемых тренировочных нагрузок, объективные и субъективные состояния своего организма, динамику спортивных результатов, вы научитесь управлять процес­сом спортивной тренировки, динамикой своего физического развития.

Вопросы и задании.

1. Расскажите о месте и значении легкой атлетики в советской системе физиче­ского воспитания. Перечислите легкоатлетические упражнения,.включенные в вашу возрастную ступень комплекса ГТО.

2. Перечислите основные группы видов легкой атлетики дайте их краткую ха­рактеристику.

3. Расскажите о правилах поведения участников на легкоатлетических сорев­нованиях, основные правила соревнований бегунов, прыгунов и метателей.

4. Составьте комплекс упражнений УСГ для бегуна, прыгуна, метателя.

5. Совместно с тренером составьте план самотренировки по своему виду на не­делю (месяц, год). Организуйте систематические занятия самотренировкой.

6. Проанализируйте учебные программные нормативы по упражнениям легкой атлетики для своего курса (года обучения), нормы комплекса ГТО своей возрастной ступени и личные достижения в этих видах. 

Рекомендуем прочитать

ГТО на марше. Сборник/Сост. В. А. Ивонин. М., 1975.

Книга легкоатлета (прошлое и настоящее «королевы спорта»). М. 1971.

Легкая атлетика. Правила, соревнований. М., 1978.

Лимарь Я. Л. Легкая атлетика для юношей. М., 1969. 

Наш друг — бег. Сост. С. Б. Шенкман. М., 1976.

Основы легкой атлетики. Сост. А. Ф. Бойко. М, 1976. 

Портнов В. П. прыжок в высоту. М. 1979.

Как крепить перекладину турник к стене видео

Комментариев нет:

Отправить комментарий