Прежде чем говорить о развитии гимнастики в СССР, несколько слов о ее возникновении. Слово «гимнастика» греческого происхождения (gymnastike от gymnazo —-тренирую, упражняю), и не случайно: именно в Древней Греции была разработана система физических упражнений под таким названием. Впоследствии гимнастика как средство физического воспитания развивалась на протяжении длительного времени, однако наиболее бурный расцвет ее относится к XVIII—XIX вв., когда в ряде европейских государств были разработаны системы гимнастики, имевшие ярко выраженный классовый и национальный характер. Так, например, в Германии широкое распространение получила система гимнастики «турнен» Ф. Яна (1778—1852), включавшая широкий набор физических упражнений на гимнастических снарядах — перекладине, брусьях, коне и др. В Швеции П. Линг (1776—1839) разработал систему гимнастики на основе гигиенических, корригирующих упражнений. Лингом были предложены гимнастические снаряды: «шведская» стенка, «шведская» скамейка, «бум» (узкое бревно для выполнения упражнений в равновесии на различной высоте силовых упражнений и др.), а также другие гимнастические снаряды из дерева, Во Франции популяризатором гимнастики стал Ф. Аморос (1770—1848), Он ставил перед собой задачу формирования у человека жизненно важных и военно-прикладных навыков. Несколько позднее М. Тырш (1832—1884) разработал чешскую со Кольскую систему гимнастики. В ней предъявлялись высокие требования к выполнению упражнений красиво, «чисто», с четкой фиксацией различных положений тела. Большую роль в популяризации сокольской гимнастики во всем мире сыграли массовые гимнастические выступления и соревнования, всесокольские слеты.
В дореволюционной России развитие гимнастики шло отчасти под влиянием западно-европейских систем, но ростки отечественной системы настойчиво пробивали-себе дорогу. Еще при Петре I признавалась необходимой военно-физическая подготовка, особенно в военно-морских учебных заведениях и в потешных полках, позже ставших гвардейскими. Совершенствованию физической подготовки русской армии большое внимание уделяли выдающиеся русские полководцы П. А. Румянцев, А. В. Суворов, адмирал Ф. Ф. Ушаков и др. А. В. Суворов (1730—1800) создал свою систему военно-физической подготовки, в основу которой были положены военно-полевая гимнастика, утренняя гимнастика, закаливание. В этих целях применялись бег, преодоление препятствий, переноска предметов, штыковой бой. Традиции А. В. Суворова продолжал М. И. Кутузов. Известный русский ученый, анатом и педагог П. Ф. Лесгафт (1837—1909) принимал активное участие в подготовке для армии и флота специального наставления по физической подготовке солдат. Это наставление без изменений просуществовало длительное время, сыграв положительную роль в физической подготовке личного состава армии и флота. П. ф. Лесгафт разработал научно обоснованную систему физического воспитания детей и подростков, которая впоследствии оказала значительное влияние на развитие теории и практики физической культуры в нашей стране.
После Великой Октябрьской социалистической революции были созданы условия для развития гимнастики в нашей стране. Примерно до 30-х годов она использовалась как важное средство военной и физической подготовки резервов для Красной Армии. Развитие гимнастики в эти годы шло в тесной связи с программами Всевобуча. Занятия,, проводились на открытых площадках, использовались по преимуществу простейшие, часто самодельные гимнастические снаряды — подвесные шесты и канаты, лестницы, перекладины, параллельные брусья, гимнастические палки, скакалки и др. С 1926—1927 гг. в начальной школе, а с 1929 г. в вузах и техникумах был введен учебный предмет «физическая культура», появились учебные программы, соответствующее место в которых занимала гимнастика. В коллективы физической культуры, школы, вузы и техникумы стали приходить на работу квалифицированные преподаватели, подготовленные институтами физической культуры, в том числе и по гимнастике. Эти молодые специалисты в процессе работы совершенствовали содержание гимнастики, разрабатывали ее теорию и методику. Появилась возможность для развития спортивных видов гимнастики; была создана своя терминология, разработана классификационная программа по гимнастике, проводились массовые гимнастические выступления. Большое распространение получила гимнастика по радио (первая передача проведена в 1929 г.) и производственная гимнастика (введена в 1930 г.).
Особо следует отметить значение гимнастики как важного средства агитации и пропаганды физической культуры. Зрелищность гимнастических упражнений позволяет использовать их как важную составную часть физкультурных парадов, праздников, массовых выступлений.
В годы Великой Отечественной войны гимнастика помогала подготовке резервов для армии, использовалась как средство лечебной физкультуры. Продолжалось развитие и спортивной гимнастики. Так, в 1943 г. было проведено личное первенство СССР по спортивной гимнастике, а в 1945 г.— лично-командное первенство страны. В августе 1945 г. на Красной площади в Москве состоялся Всесоюзный парад физкультурников.
В эти послевоенные годы принимают участие в Олимпийских играх. Имена абсолютных чемпионов Олимпийских игр — В. Чукарина, М. Гороховской, Л. Латыниной, Б. Шахлина, Л. Турищевой, Н. Андрианова, О. Корбут, Е. Давыдовой, А. Дитятина, Л. Петрик и других известны не только в нашей стране, но и во всем мире.
В средних специальных учебных заведениях гимнастике уделяется большое внимание как на учебных, так и на тренировочных занятиях в спортивных секциях. Гимнастика составляет также основу самостоятельных занятий учащихся. Гимнастические упражнения широко применяются на занятиях утренней гигиенической, производственной гимнастикой и в физкультурных паузах.
Гимнастика в средних специальных учебных заведениях применяется также для профессионально-прикладной физической подготовки учащихся (см. гл. VI). На занятиях гимнастикой приобретаются и совершенствуются такие жизненно необходимые умения и навыки, как ходьба, бег, лазание, перелезание, равновесие, прыжки, метания, поднимание и переноска груза, преодоление препятствий и другие, которые будут нужны в трудовой деятельности и при несении службы в Вооруженных Силах СССР.
В комплексе ГТО гимнастика представлена упражнениями на силу: для юношей — подтягивания, а также подъем силой или переворотом на перекладине; для девушек — сгибания и разгибания рук в упоре лежа на гимнастической скамейке. Практика показывает, что выполнить .эти нормы комплекса ГТО можно лишь при серьезной подготовке на учебных занятиях по гимнастике и дома.
. Все учащиеся средних специальных учебных заведений, особенно выпускники, должны уметь организовывать и проводить с группой товарищей занятия по утренней гигиенической или производственной гимнастике.
Комментариев нет:
Отправить комментарий