пятница, 30 декабря 2022 г.

Развитие гимнастики в СССР.

Развитие гимнастики в СССР. Оздоровительное, прикладное и оборонное значение гимнастики, ее место в комплексе ГТО.

Прежде чем говорить о развитии гимнастики в СССР, несколько слов о ее возник­новении. Слово «гимнастика» греческого происхождения (gymnastike от gymnazo —-тренирую, упражняю), и не случайно: именно в Древней Греции была разработана система физических упражнений под таким названием. Впоследствии гимнастика как средство физического воспитания развивалась на протяжении длительного времени, однако наиболее бурный расцвет ее относится к XVIII—XIX вв., когда в ряде евро­пейских государств были разработаны системы гимнастики, имевшие ярко выражен­ный классовый и национальный характер. Так, например, в Германии широкое распространение получила система гимнастики «турнен» Ф. Яна (1778—1852), включав­шая широкий набор физических упражнений на гимнастических снарядах — пере­кладине, брусьях, коне и др. В Швеции П. Линг (1776—1839) разработал систему гимнастики на основе гигиенических, корригирующих упражнений. Лингом были предложены гимнастические снаряды: «шведская» стенка, «шведская» скамейка, «бум» (узкое бревно для выполнения упражнений в равновесии на различной высоте силовых упражнений и др.), а также другие гимнастические снаряды из дерева, Во Франции популяризатором гимнастики стал Ф. Аморос (1770—1848), Он ставил перед собой задачу формирования у человека жизненно важных и военно-приклад­ных навыков. Несколько позднее М. Тырш (1832—1884) разработал чешскую со Кольскую систему гимнастики. В ней предъявлялись высокие требования к выпол­нению упражнений красиво, «чисто», с четкой фиксацией различных положений тела. Большую роль в популяризации сокольской гимнастики во всем мире сыграли мас­совые гимнастические выступления и соревнования, всесокольские слеты.

В дореволюционной России развитие гимнастики шло отчасти под влиянием западно-европейских систем, но ростки отечественной системы настойчиво пробивали-себе дорогу. Еще при Петре I признавалась необходимой военно-физическая подго­товка, особенно в военно-морских учебных заведениях и в потешных полках, позже ставших гвардейскими. Совершенствованию физической подготовки русской армии большое внимание уделяли выдающиеся русские полководцы П. А. Румянцев, А. В. Суворов, адмирал Ф. Ф. Ушаков и др. А. В. Суворов (1730—1800) создал свою систему военно-физической подготовки, в основу которой были положены военно-полевая гимнастика, утренняя гимнастика, закаливание. В этих целях применялись бег, преодоление препятствий, переноска предметов, штыковой бой. Традиции А. В. Суворова продолжал М. И. Кутузов. Известный русский ученый, анатом и пе­дагог П. Ф. Лесгафт (1837—1909) принимал активное участие в подготовке для армии и флота специального наставления по физической подготовке солдат. Это наставле­ние без изменений просуществовало длительное время, сыграв положительную роль в физической подготовке личного состава армии и флота. П. ф. Лесгафт разработал научно обоснованную систему физического воспитания детей и подростков, которая впоследствии оказала значительное влияние на развитие теории и практики физиче­ской культуры в нашей стране.

После Великой Октябрьской социалистической революции были созданы условия для развития гимнастики в нашей стране. Примерно до 30-х годов она использовалась как важное средство военной и физической подготовки резервов для Красной Армии. Развитие гимнастики в эти годы шло в тесной связи с программами Всевобуча. За­нятия,, проводились на открытых площадках, использовались по преимуществу про­стейшие, часто самодельные гимнастические снаряды — подвесные шесты и канаты, лестницы, перекладины, параллельные брусья, гимнастические палки, скакалки и др. С 1926—1927 гг. в начальной школе, а с 1929 г. в вузах и техникумах был введен учебный предмет «физическая культура», появились учебные программы, соответ­ствующее место в которых занимала гимнастика. В коллективы физической культуры, школы, вузы и техникумы стали приходить на работу квалифицированные препода­ватели, подготовленные институтами физической культуры, в том числе и по гимнасти­ке. Эти молодые специалисты в процессе работы совершенствовали содержание гим­настики, разрабатывали ее теорию и методику. Появилась возможность для развития спортивных видов гимнастики; была создана своя терминология, разработана класси­фикационная программа по гимнастике, проводились массовые гимнастические вы­ступления. Большое распространение получила гимнастика по радио (первая передача проведена в 1929 г.) и производственная гимнастика (введена в 1930 г.).

Особо следует отметить значение гимнастики как важного средства агитации и пропаганды физической культуры. Зрелищность гимнастических упражнений поз­воляет использовать их как важную составную часть физкультурных парадов, празд­ников, массовых выступлений.

В годы Великой Отечественной войны гимнастика помогала подготовке резервов для армии, использовалась как средство лечебной физкультуры. Продолжалось раз­витие и спортивной гимнастики. Так, в 1943 г. было проведено личное первенство СССР по спортивной гимнастике, а в 1945 г.— лично-командное первенство страны. В августе 1945 г. на Красной площади в Москве состоялся Всесоюзный парад физ­культурников.

В эти послевоенные годы  принимают участие в Олимпийских играх. Имена аб­солютных чемпионов Олимпийских игр — В. Чукарина, М. Гороховской, Л. Ла­тыниной, Б. Шахлина, Л. Турищевой, Н. Андрианова, О. Корбут, Е. Давыдовой, А. Дитятина, Л. Петрик и других известны не только в нашей стране, но и во всем мире.

В средних специальных учебных заведениях гимнастике уделяется большое внимание как на учебных, так и на тренировочных занятиях в спортивных секциях. Гимнастика составляет также основу самостоя­тельных занятий учащихся. Гимнастические упражнения широко при­меняются на занятиях утренней гигиенической, производственной гимнастикой и в физкультурных паузах.

Гимнастика в средних специальных учебных заведениях применяет­ся также для профессионально-прикладной физической подготовки учащихся (см. гл. VI). На занятиях гимнастикой приобретаются и со­вершенствуются такие жизненно необходимые умения и навыки, как ходьба, бег, лазание, перелезание, равновесие, прыжки, метания, поднимание и переноска груза, преодоление препятствий и другие, которые будут нужны в трудовой деятельности и при несении службы в Вооруженных Силах СССР.

В комплексе ГТО гимнастика представлена упражнениями на силу: для юношей — подтягивания, а также подъем силой или переворотом на перекладине; для девушек — сгибания и разгибания рук в упоре лежа на гимнастической скамейке. Практика показывает, что выпол­нить .эти нормы комплекса ГТО можно лишь при серьезной подготовке на учебных занятиях по гимнастике и дома.

. Все учащиеся средних специальных учебных заведений, особенно выпускники, должны уметь организовывать и проводить с группой товарищей занятия по утренней гигиенической или производственной гимнастике.

Как быстро высушить джинсы видео

Комментариев нет:

Отправить комментарий