понедельник, 19 декабря 2022 г.

О самостоятельных занятиях учащихся по плаванию

О самостоятельных занятиях учащихся по плаванию

На занятиях по плаванию учащихся принято подразделять на не умеющих и умеющих плавать, В процессе обучения не умеющие должны научиться плавать любым способом, подготовиться к выпол­нению контрольных упражнений учебной программы и норм комплек­са ГТО по плаванию. Умеющие плавать совершенствуют свое спортивное мастерство. Каждый учащийся должен совместно с преподава­телем определить свое место в указанных группах» Обучение плаванию и совершенствование мастерства учащихся проводится на учебных занятиях, в спортивных секциях и самостоятельно.

Плавание — вид спорта, в котором самостоятельные занятия имеют ограниченное применение, особенно для не умеющих плавать. Однако это не значит, что учащиеся не могут самостоятельно выполнять не­которые упражнения, способствующие овладению техникой отдель­ных способов плавания, проводить занятия для повышения общей и специальной физической подготовленности, для воспитания необхо­димых пловцу физических и морально-волевых качеств.

Самостоятельные занятия по плаванию могут проводиться в раз­личных формах: выполнение домашних заданий, проведение утренней гигиенической и специализированной гимнастики, самостоятельных тренировок.

Домашнее задание формулируется преподавателем физического воспитания или тренером по плаванию совместно с учащимся с учетом умений, физического развития и физической подготовленности плов­ца. Учащийся и сам может определить себе домашнее задание — самозадание. Задачи, которые ставятся в домашнем задании,, могут быть разными: увеличение силы отдельных групп мышц, воспитание общей выносливости, отработка элементов техники движений пловца и др.

Средствами для решения этих задач могут быть общеразвивающие и специальные упражнения пловца, отдельные элементы техники пла­вания (рис. 155, 156). Упражнения, требующие систематического й длительного выполнения, можно включать в комплексы У ГГ. Рас­ширяя средства и задачи утренней гимнастики, увеличивая объем, нагрузку и время ее проведения, можно постепенно перейти к УСГ.

Проводимая ежедневно и достаточно продолжительное, время (30 — 50 — 60 мин) УСГ позволяет кроме гигиенических задач решать и задачи спортивной тренировки. По сути дела, УСГ представляет собой сокращенное по времени и нагрузке обычное тренировочное занятие, имеющее в своей структуре подготовительную, основную и заключи­тельную части.

При наличии условий пловец может проводить УСГ на берегу водое­ма или в плавательном бассейне (во время тренировочных сборов, летних каникул, в спортивно-оздоровительном лагере и т. п.), что позволяет выполнять не только значительный объем общеразвивающих и специальных упражнений пловца, но также отдельные упражнения в воде, поплавать.

В качестве средств УСГ могут быть использованы: ходьба, бег, гимнастика, многочисленные общеразвивающие и специальные упраж­нения пловца.

Самостоятельные тренировочные занятия по плаванию, проводят наиболее подготовленные учащиеся-спортсмены по индивидуальным планам, составленным совместно с тренером. Занятия проводятся в ка­никулярный период летом в строительных отрядах, при выезде на производственную практику и сельскохозяйственные работы.

Если вы не умеете плавать, начинайте с упражнений для освое­ния с водой. После этого научитесь движениям руками и ногами, вы­полняя которые вы могли бы продвигаться вперед, не касаясь дна. Затем приступите к изучению одного из простейших способов плава­ния: кроль без выноса рук, брасс с укороченными гребковыми движениями, плавание на боку без выноса верхней руки над водой и др. Таким образом, вы можете выполнить контрольные упражнения учеб­ной программы и норму комплекса ГТО (плавание без учета времени) и приступить к изучению спортивного способа плавания. Изучать спортивные способы плавания можно также сразу после освоения с водой.
Общеразвивающие упражнения пловца
Рис. 155. Общеразвивающие упражнения пловца
Специальные упражнения пловца
Рис. 156. Специальные упражнения пловца

Все способы плавания изучаются примерно в такой последователь­ности: 1) изучение техники движений ногами; 2) изучение техники дви­жений руками; 3) согласование движений ног с дыханием; 4) согласо­вание движений рук с дыханием; 5) согласование движений рук и ног; 6) общее согласование движений рук, ног и дыхания.

Большинство движений пловца предварительно изучается на суше в различных положениях: сидя, лежа, стоя. Однако не следует слиш­ком длительно задерживаться на выполнении этих упражнений, так как весь процесс овладения техникой спортивного плавания осуществляется главным образом в воде.

Упражнения в воде целесообразно вначале выполнять е поддерживающими средствами (плавательные пояса, крути, доски и т. п.). Использование поддерживающих средств позволяет пловцу сосредо­точить внимание на выполнении изучаемых движений, способствует правильному освоению их техники. Освоив технику движений в об­легченных условиях (на суше, стоя на дне, у бортика, с поддерживаю­щими средствами и др.), приступают к ее совершенствованию на не­больших, а затем и на значительных отрезках дистанции. На первых порах не следует увлекаться скоростью плавания, лучше обратить внимание на правильное и непринужденное выполнение гребковых движений.

К освоению техники стартов и поворотов приступают после того, как обучающийся сможет проплыть 25 м, а также научится сколь­зить под водой без гребковых движений.

Когда пловец начнет свободно проплывать изученным способом 200 — 250 м, можно считать, что начальное освоение данного способа плавания закончено, после чего наступает период совершенствования техники.

При желании и наличии условий можно самостоятельно научиться плавать за 20 — 25 занятий — практически за один летний сезон.

Умеющие плавать и спортсмены-разрядники совершенствуют тех­нику плавания на учебных и тренировочных занятиях в спортивных секциях, готовятся к участию в спортивных соревнованиях. Эти занятия обычно проводят специалисты. Однако учащиеся могут проводить отдельные занятия самостоятельно (самотренировки).

Планируя самостоятельные занятия, учащиеся совместно с трене­ром ставят конкретные задачи: создать условия для роста спортивных результатов, добиться рекордного для себя показателя и др. Присту­пая к ним, необходимо уяснить, что подготовка спортсмена — дли­тельный процесс, а тренировка должна проводиться круглогодично без перерывов. Перед каждым занятием следует ставить конкретные и ограниченные задачи, например закрепление навыка поворота с подплывания, совершенствование отталкивания ногами после поворота и т. п. Начинать очередное занятие следует с повторения освоенных накануне упражнений и строить его по трехчастной схеме: подготови­тельная, основная и заключительная части.

Средства самотренировки подбираются в зависимости от имеющих­ся условий и возможностей. При отсутствии водоема или плавательно­го бассейна преимущественное внимание уделяется общеразвивающим и специальным упражнениям, кроссам, велопрогулкам, лыжным вы­лазкам, туристским походам. При наличии водоема или бассейна значительную часть времени пловец посвящает занятиям в воде: отработка элементов техники плавания, совершенствование техники стартов и поворотов, скоростная тренировка на небольших отрезках дистанции, тренировка выносливости и др.

Как быстро смазать велосипедную цепь



Комментариев нет:

Отправить комментарий