На занятиях по плаванию учащихся принято подразделять на не умеющих и умеющих плавать, В процессе обучения не умеющие должны научиться плавать любым способом, подготовиться к выполнению контрольных упражнений учебной программы и норм комплекса ГТО по плаванию. Умеющие плавать совершенствуют свое спортивное мастерство. Каждый учащийся должен совместно с преподавателем определить свое место в указанных группах» Обучение плаванию и совершенствование мастерства учащихся проводится на учебных занятиях, в спортивных секциях и самостоятельно.
Плавание — вид спорта, в котором самостоятельные занятия имеют ограниченное применение, особенно для не умеющих плавать. Однако это не значит, что учащиеся не могут самостоятельно выполнять некоторые упражнения, способствующие овладению техникой отдельных способов плавания, проводить занятия для повышения общей и специальной физической подготовленности, для воспитания необходимых пловцу физических и морально-волевых качеств.
Самостоятельные занятия по плаванию могут проводиться в различных формах: выполнение домашних заданий, проведение утренней гигиенической и специализированной гимнастики, самостоятельных тренировок.
Домашнее задание формулируется преподавателем физического воспитания или тренером по плаванию совместно с учащимся с учетом умений, физического развития и физической подготовленности пловца. Учащийся и сам может определить себе домашнее задание — самозадание. Задачи, которые ставятся в домашнем задании,, могут быть разными: увеличение силы отдельных групп мышц, воспитание общей выносливости, отработка элементов техники движений пловца и др.
Средствами для решения этих задач могут быть общеразвивающие и специальные упражнения пловца, отдельные элементы техники плавания (рис. 155, 156). Упражнения, требующие систематического й длительного выполнения, можно включать в комплексы У ГГ. Расширяя средства и задачи утренней гимнастики, увеличивая объем, нагрузку и время ее проведения, можно постепенно перейти к УСГ.
Проводимая ежедневно и достаточно продолжительное, время (30 — 50 — 60 мин) УСГ позволяет кроме гигиенических задач решать и задачи спортивной тренировки. По сути дела, УСГ представляет собой сокращенное по времени и нагрузке обычное тренировочное занятие, имеющее в своей структуре подготовительную, основную и заключительную части.
При наличии условий пловец может проводить УСГ на берегу водоема или в плавательном бассейне (во время тренировочных сборов, летних каникул, в спортивно-оздоровительном лагере и т. п.), что позволяет выполнять не только значительный объем общеразвивающих и специальных упражнений пловца, но также отдельные упражнения в воде, поплавать.
В качестве средств УСГ могут быть использованы: ходьба, бег, гимнастика, многочисленные общеразвивающие и специальные упражнения пловца.
Самостоятельные тренировочные занятия по плаванию, проводят наиболее подготовленные учащиеся-спортсмены по индивидуальным планам, составленным совместно с тренером. Занятия проводятся в каникулярный период летом в строительных отрядах, при выезде на производственную практику и сельскохозяйственные работы.
Если вы не умеете плавать, начинайте с упражнений для освоения с водой. После этого научитесь движениям руками и ногами, выполняя которые вы могли бы продвигаться вперед, не касаясь дна. Затем приступите к изучению одного из простейших способов плавания: кроль без выноса рук, брасс с укороченными гребковыми движениями, плавание на боку без выноса верхней руки над водой и др. Таким образом, вы можете выполнить контрольные упражнения учебной программы и норму комплекса ГТО (плавание без учета времени) и приступить к изучению спортивного способа плавания. Изучать спортивные способы плавания можно также сразу после освоения с водой.
Самостоятельные занятия по плаванию могут проводиться в различных формах: выполнение домашних заданий, проведение утренней гигиенической и специализированной гимнастики, самостоятельных тренировок.
Домашнее задание формулируется преподавателем физического воспитания или тренером по плаванию совместно с учащимся с учетом умений, физического развития и физической подготовленности пловца. Учащийся и сам может определить себе домашнее задание — самозадание. Задачи, которые ставятся в домашнем задании,, могут быть разными: увеличение силы отдельных групп мышц, воспитание общей выносливости, отработка элементов техники движений пловца и др.
Средствами для решения этих задач могут быть общеразвивающие и специальные упражнения пловца, отдельные элементы техники плавания (рис. 155, 156). Упражнения, требующие систематического й длительного выполнения, можно включать в комплексы У ГГ. Расширяя средства и задачи утренней гимнастики, увеличивая объем, нагрузку и время ее проведения, можно постепенно перейти к УСГ.
Проводимая ежедневно и достаточно продолжительное, время (30 — 50 — 60 мин) УСГ позволяет кроме гигиенических задач решать и задачи спортивной тренировки. По сути дела, УСГ представляет собой сокращенное по времени и нагрузке обычное тренировочное занятие, имеющее в своей структуре подготовительную, основную и заключительную части.
При наличии условий пловец может проводить УСГ на берегу водоема или в плавательном бассейне (во время тренировочных сборов, летних каникул, в спортивно-оздоровительном лагере и т. п.), что позволяет выполнять не только значительный объем общеразвивающих и специальных упражнений пловца, но также отдельные упражнения в воде, поплавать.
В качестве средств УСГ могут быть использованы: ходьба, бег, гимнастика, многочисленные общеразвивающие и специальные упражнения пловца.
Самостоятельные тренировочные занятия по плаванию, проводят наиболее подготовленные учащиеся-спортсмены по индивидуальным планам, составленным совместно с тренером. Занятия проводятся в каникулярный период летом в строительных отрядах, при выезде на производственную практику и сельскохозяйственные работы.
Если вы не умеете плавать, начинайте с упражнений для освоения с водой. После этого научитесь движениям руками и ногами, выполняя которые вы могли бы продвигаться вперед, не касаясь дна. Затем приступите к изучению одного из простейших способов плавания: кроль без выноса рук, брасс с укороченными гребковыми движениями, плавание на боку без выноса верхней руки над водой и др. Таким образом, вы можете выполнить контрольные упражнения учебной программы и норму комплекса ГТО (плавание без учета времени) и приступить к изучению спортивного способа плавания. Изучать спортивные способы плавания можно также сразу после освоения с водой.
Рис. 155. Общеразвивающие упражнения пловца
Рис. 156. Специальные упражнения пловца
Все способы плавания изучаются примерно в такой последовательности: 1) изучение техники движений ногами; 2) изучение техники движений руками; 3) согласование движений ног с дыханием; 4) согласование движений рук с дыханием; 5) согласование движений рук и ног; 6) общее согласование движений рук, ног и дыхания.
Большинство движений пловца предварительно изучается на суше в различных положениях: сидя, лежа, стоя. Однако не следует слишком длительно задерживаться на выполнении этих упражнений, так как весь процесс овладения техникой спортивного плавания осуществляется главным образом в воде.
Упражнения в воде целесообразно вначале выполнять е поддерживающими средствами (плавательные пояса, крути, доски и т. п.). Использование поддерживающих средств позволяет пловцу сосредоточить внимание на выполнении изучаемых движений, способствует правильному освоению их техники. Освоив технику движений в облегченных условиях (на суше, стоя на дне, у бортика, с поддерживающими средствами и др.), приступают к ее совершенствованию на небольших, а затем и на значительных отрезках дистанции. На первых порах не следует увлекаться скоростью плавания, лучше обратить внимание на правильное и непринужденное выполнение гребковых движений.
К освоению техники стартов и поворотов приступают после того, как обучающийся сможет проплыть 25 м, а также научится скользить под водой без гребковых движений.
Когда пловец начнет свободно проплывать изученным способом 200 — 250 м, можно считать, что начальное освоение данного способа плавания закончено, после чего наступает период совершенствования техники.
При желании и наличии условий можно самостоятельно научиться плавать за 20 — 25 занятий — практически за один летний сезон.
Умеющие плавать и спортсмены-разрядники совершенствуют технику плавания на учебных и тренировочных занятиях в спортивных секциях, готовятся к участию в спортивных соревнованиях. Эти занятия обычно проводят специалисты. Однако учащиеся могут проводить отдельные занятия самостоятельно (самотренировки).
Планируя самостоятельные занятия, учащиеся совместно с тренером ставят конкретные задачи: создать условия для роста спортивных результатов, добиться рекордного для себя показателя и др. Приступая к ним, необходимо уяснить, что подготовка спортсмена — длительный процесс, а тренировка должна проводиться круглогодично без перерывов. Перед каждым занятием следует ставить конкретные и ограниченные задачи, например закрепление навыка поворота с подплывания, совершенствование отталкивания ногами после поворота и т. п. Начинать очередное занятие следует с повторения освоенных накануне упражнений и строить его по трехчастной схеме: подготовительная, основная и заключительная части.
Средства самотренировки подбираются в зависимости от имеющихся условий и возможностей. При отсутствии водоема или плавательного бассейна преимущественное внимание уделяется общеразвивающим и специальным упражнениям, кроссам, велопрогулкам, лыжным вылазкам, туристским походам. При наличии водоема или бассейна значительную часть времени пловец посвящает занятиям в воде: отработка элементов техники плавания, совершенствование техники стартов и поворотов, скоростная тренировка на небольших отрезках дистанции, тренировка выносливости и др.
Все способы плавания изучаются примерно в такой последовательности: 1) изучение техники движений ногами; 2) изучение техники движений руками; 3) согласование движений ног с дыханием; 4) согласование движений рук с дыханием; 5) согласование движений рук и ног; 6) общее согласование движений рук, ног и дыхания.
Большинство движений пловца предварительно изучается на суше в различных положениях: сидя, лежа, стоя. Однако не следует слишком длительно задерживаться на выполнении этих упражнений, так как весь процесс овладения техникой спортивного плавания осуществляется главным образом в воде.
Упражнения в воде целесообразно вначале выполнять е поддерживающими средствами (плавательные пояса, крути, доски и т. п.). Использование поддерживающих средств позволяет пловцу сосредоточить внимание на выполнении изучаемых движений, способствует правильному освоению их техники. Освоив технику движений в облегченных условиях (на суше, стоя на дне, у бортика, с поддерживающими средствами и др.), приступают к ее совершенствованию на небольших, а затем и на значительных отрезках дистанции. На первых порах не следует увлекаться скоростью плавания, лучше обратить внимание на правильное и непринужденное выполнение гребковых движений.
К освоению техники стартов и поворотов приступают после того, как обучающийся сможет проплыть 25 м, а также научится скользить под водой без гребковых движений.
Когда пловец начнет свободно проплывать изученным способом 200 — 250 м, можно считать, что начальное освоение данного способа плавания закончено, после чего наступает период совершенствования техники.
При желании и наличии условий можно самостоятельно научиться плавать за 20 — 25 занятий — практически за один летний сезон.
Умеющие плавать и спортсмены-разрядники совершенствуют технику плавания на учебных и тренировочных занятиях в спортивных секциях, готовятся к участию в спортивных соревнованиях. Эти занятия обычно проводят специалисты. Однако учащиеся могут проводить отдельные занятия самостоятельно (самотренировки).
Планируя самостоятельные занятия, учащиеся совместно с тренером ставят конкретные задачи: создать условия для роста спортивных результатов, добиться рекордного для себя показателя и др. Приступая к ним, необходимо уяснить, что подготовка спортсмена — длительный процесс, а тренировка должна проводиться круглогодично без перерывов. Перед каждым занятием следует ставить конкретные и ограниченные задачи, например закрепление навыка поворота с подплывания, совершенствование отталкивания ногами после поворота и т. п. Начинать очередное занятие следует с повторения освоенных накануне упражнений и строить его по трехчастной схеме: подготовительная, основная и заключительная части.
Средства самотренировки подбираются в зависимости от имеющихся условий и возможностей. При отсутствии водоема или плавательного бассейна преимущественное внимание уделяется общеразвивающим и специальным упражнениям, кроссам, велопрогулкам, лыжным вылазкам, туристским походам. При наличии водоема или бассейна значительную часть времени пловец посвящает занятиям в воде: отработка элементов техники плавания, совершенствование техники стартов и поворотов, скоростная тренировка на небольших отрезках дистанции, тренировка выносливости и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий